Трамвай отключили от сети

Транспортная инфраструктура петербургских пригородов, входящих в состав мегаполиса, много лет развивалась и развивается до сих пор хаотически, без учета возросших пассажиропотоков, объемов жилищного строительства как в Петербурге, так и в прилегающих районах Ленобласти. О том, почему урбанисты еще не предложили универсального решения данной проблемы, обозревателю «СПб ведомостей» Вадиму КУЗЬМИЦКОМУ рассказал председатель объединенного научного совета по междисциплинарным проблемам транспортных систем РАН, заместитель председателя Санкт-Петербургского научного центра РАН по научной работе Олег БЕЛЫЙ.

Трамвай отключили от сети | Единственный кусок трамвайной системы Петербурга, который можно назвать прообразом ЛРТ, - бывшая «Оранэла». Линии Юго-Запада в Стрельну и Сосновую Поляну, уложены на железобетонные подушки и по всей длине проходят по выделенной полосе.

Единственный кусок трамвайной системы Петербурга, который можно назвать прообразом ЛРТ, - бывшая «Оранэла». Линии Юго-Запада в Стрельну и Сосновую Поляну, уложены на железобетонные подушки и по всей длине проходят по выделенной полосе.

- Олег Викторович, крупные пригороды - Стрельна, Петергоф и Ломоносов - «сидят» на единственной магистрали, соединяющей их с городом (Санкт-Петербургское и Ораниенбаумское шоссе, Морская ул.). Были ли планы по расширению этой трассы, местами двухполосной, или возведению дублера помимо КАД?

- Транспортная структура Петербурга и Ленинградской области развивается скоррелированно с учетом потребностей как города, так и области, для этого Минтранс создал специальный орган управления развития совместной инфраструктуры в виде Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Развитие транспортной инфраструктуры как города, так и области должно опираться на систему принципов, обеспечивающих гармонизацию развития транспорта, жилищного, технологического и культурного строительства в интересах повышения качества жизнедеятельности жителей города и области.

Расширение дорог еще никому в мире не позволило решить вопрос улучшения транспортного сообщения больших городов. Если построить магистраль-дублер или расширить имеющиеся магистрали, то они рано или поздно упрутся в проблемные точки уже внутри города. Применительно к юго-западу Петербурга это пересечение Петергофского шоссе и проспекта Маршала Жукова, проспект Стачек, Нарвская площадь, Ленинский проспект, проспект Народного Ополчения и другие.

Решать проблему транспортного сообщения, особенно на таком большом плече, целесообразно путем развития общественного транспорта всех форм. Ведь параллельно Петергофскому шоссе идет железная дорога, которая не использует имеющийся потенциал. К сожалению, скоро он будет полностью исчерпан, поскольку грузооборот нового порта «Бронка» направлен именно на железнодорожные перевозки.

Реконструкция железнодорожной инфраструктуры хоть и заложена в стратегию развития петербургского железнодорожного узла, но не в полной мере обеспечена федеральными средствами - с одной стороны, а с другой - ограничена наличием парковых ансамблей и памятников Петродворцового района. Необходимо разводить грузовое и пассажирское движение.

- Но ведь тактовое движение до Ломоносова уже имеется?

- В условиях современного мегаполиса частота движения городской электрички раз в час или полчаса недостаточна. Кроме того, надо создавать на промежуточных станциях удобную пересадочную инфраструктуру с автобусными маршрутами, а также сеть перехватывающих парковок для личного автотранспорта. А расширение дорог приведет к необходимости строительства развязок уже в самом Петербурге, где, как вы знаете, это сделать практически невозможно. Да и свободные парковочные места в границах «старого города» давно закончились.

Второй проект, который прорабатывает сейчас город, - это легкорельсовый транспорт - фактически наш старый трамвай, но с качественно новыми свойствами, соответствующими современным требованиям (улучшенный подвижной состав, комфортность, безопасность и др.). В этом году были полностью отремонтированы трамвайные пути до Стрельны, ранее - в Сосновую Поляну. Надеюсь, что это повысит скорость движения из этих мест до станций метро «Автово» и «Кировский завод». Преимущества трамвая на этом участке неоспоримы - обособленное на всем протяжении трамвайное полотно позволяет ему развивать большую скорость.

- На наших глазах два муниципальных округа - Поселок Шушары и Парголово - из тихих предместий Ленинграда хаотически вырастают в города с населением около 100 тысяч человек. Как вы охарактеризуете состояние транспортной инфраструктуры данных территорий?

- Как и везде, ошибки одинаковые - это отсутствие общеполагающих принципов развития различных поселений и городов. Бывшие совхозные поля отданы под очень плотную жилую застройку. Если отложить проблемы отставания ввода образовательных и медицинских учреждений, которые также увеличивают вынужденную миграцию населения к школам и поликлиникам в «старом городе», то на первый план выходят узкие магистрали, соединяющие эти жилые массивы с остальным миром.

Сегодня по ним в одном потоке двигаются и личный транспорт, и автобусы. А фактически они все стоят в пробках, никак не решая вопрос транспортного сообщения.

В обоих случаях в непосредственной близости расположены железнодорожные платформы. Их потенциал опять же не используется на все сто. И если на Пушкинском направлении интервал движения поездов минимальный, то на Выборгском ему отчасти мешает скоростное движение поездов «Аллегро».

Но, вместо того чтобы завязать население на железную дорогу, город пытается пробиться к этим кварталам обычными автодорогами. Хотя простейшее математическое моделирование показывает, что дополнительный поток транспорта просто остановит движение на тех улицах, к которым будут подключаться новые жилищные массивы.

- Многие города в черте Петербурга фактически не имеют объездных дорог, и грузовой транспорт проходит по улицам населенного пункта. В последнее время началась только одна такая стройка - объезд Красного Села. В каких еще городах и поселках Петербурга нужно возвести объезды и реально ли это сделать в ближайшие 3 - 5 лет?

- Безусловно, в транспортных обходах нуждаются Колпино, Пушкин, Павловск. В идеале это должна быть хорошая широтная магистраль, которая обойдет все созданные жилые массивы на достаточном удалении. К сожалению, все упирается в возможности бюджета. Не стоит забывать, что помимо строительства новой инфраструктуры необходимо ее обслуживать и реконструировать. Искусственных дорожных сооружений становится все больше, требуется значительное увеличение бюджета. Рост города должен идти без перекосов в одной отрасли и поддерживаться ростом отраслей, наполняющих бюджет.

- Получит ли Колпино - крупнейший город в городе - удобный подъезд к станциям метро «Шушары» и «Рыбацкое»?

- Насколько известно, сейчас прорабатывается проект между Колпином и станцией метро «Южная» («Шушары») Фрунзенско-Приморской линии. Проект в сторону «Рыбацкого» находится в меньшей степени проработки.

Отчасти сообщение с «Южной» решит вопрос, но в то же время трамвайная линия не заходит в район плотной жилой застройки, а останавливается на окраине. Поэтому жителям Колпина добавляется одна пересадка. Если раньше они ездили по схеме автобус - метро, то теперь жителям удаленных от пересечения Заводского проспекта и Пролетарской улицы районов придется перемещаться по схеме автобус - трамвай - метро.

Единственный вариант, который заставит их это сделать, - лояльная тарифная политика пересадочного билета и значительное увеличение скорости транспортного сообщения. В противном случае трамвай не сработает. А входа колпинского трамвая на городскую сеть не предусмотрено - нет средств на путепровод до Бухарестской улицы через КАД. Хотя прямое сообщение Колпина с трамвайной сетью города и прямые маршруты до Московского и Центрального районов могли бы привлечь дополнительных пассажиров и стать своего рода наземным метро.

- Какие из городов в городе, на ваш взгляд, имеют наибольшие шансы для роста?

- Экономического роста от заселения новых кварталов не наблюдается. В целом некий экономический рост может происходить только на стадии строительства, а затем вырастает потребность в их содержании и обеспечении. Сегодня, пожалуй, только Сестрорецк пока сохранил свой облик и продолжает оставаться тихим уголком, где приятно поселиться. Развитие всех других городов в городе идет хаотично и предусматривает только жилищное строительство без создания необходимого количества мест приложения труда. Пока сложно сказать, какие это будет иметь последствия для Петербурга.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

#трамвай #пробки #застройки

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.