Трамвай любит женщин

Все помнят, как по Петербургу прокатилась кампания снятия трамвайных путей. И это в городе, много лет считавшемся мировым лидером по длине линий этого вида транспорта. Однако сейчас, когда денег в петербургской казне становится меньше, городские власти вновь обращают внимание на «младшего брата» железных дорог. Так, в Красносельском районе вот-вот откроется модернизированная трасса 52-го маршрута. Рельсы уложены на железобетонную подушку, по новому полотну трамваи побегут почти бесшумно. Закупаются и новые составы – не так много, как хотелось бы, но все же... При этом остается одно узкое место: дефицит кадров вагоновожатых, готовых работать на современной технике в условиях забитого автотранспортом мегаполиса.

Трамвай любит женщин | ФОТО предоставлено пресс-службой СПб ГУП «Горэлектротранс»

ФОТО предоставлено пресс-службой СПб ГУП «Горэлектротранс»

«Следующая станция – Заставская улица. Осторожно, двери закрываются», – слышится привычный голос по громкой связи. Но мы находимся не на улице, в трамвае, а в новом классе учебно-курсового комбината «Горэлектротранса» (УКК ГЭТ). Летом сюда завезли единственный в России тренажер с эффектом «виртуальной реальности» отечественного производства. Собственно, это он объявляет о следующей остановке и просит быть внимательными.

Выглядит тренажер, как кабина трамвая ЛМ-99 в натуральную величину. Рабочее место водителя тоже как настоящее: со всеми кнопками, лампочками, тумблерами и системами управления. Перед глазами у будущего водителя не стекло, а жидкокристаллический экран, дающий 3D-панораму местности.

Машина имитирует движение настоящего трамвая и позволяет «передвигаться» по маршрутам Петербурга в различных погодных условиях в разное время суток и время года. Программа разработана таким образом, чтобы будущие водители могли увидеть на экране практически весь город. Но в основном они могут «проехаться» по центру.

На мониторе может внезапно возникнуть человек, перебегающий через рельсы, загораются разные огни светофора. Все настолько реалистично, что даже листья на виртуальных деревьях колышутся как живые. Вагоновожатый чувствует все: толчки, покачивания, разгон, торможение, легкие удары. Не выходя из учебного класса, можно сымитировать аварийную ситуацию и отработать свои действия в ней. Водителей готовят к различным реальным дорожным ситуациям.

Елена Смирнова еще учится на водителя трамвая, она пришла в учебный комбинат из 7-го трамвайного парка. Только что у нее закончилась теоретическая подготовка, которая длилась 2,5 месяца, теперь дело за практикой: учебная на настоящем вагоне, курсирующем по городу (она длится месяц) и пассажирская практика (200 часов). На нее также отведен месяц.

«Следующим группам больше повезет, а мы, к сожалению, на новом тренажере обучаться не будем, – сетует она. – Конечно, хочется быстрее перейти от тренажеров к настоящему транспорту. Это то же самое, что и обучение езде на машине: от теории скорее хочется перейти к практике. Я бы хотела ездить на двух маршрутах: # 52 (идет от завода «Северная верфь» до станции Сосновая Поляна по модернизированному полотну. – Прим. ред.) и # 60 (следует от «Северной верфи» до улицы Пограничника Гарькавого)».

Каждый ученик будет отрабатывать навыки вождения трамвая на новом тренажере в индивидуальном порядке по своему конкретному плану. «Этот аппарат не заменит все старые тренажеры, мы будем продолжать всеми ими пользоваться, поскольку парк подвижного состава у нас различный», – объясняет директор учебно-курсового комбината Виктория Толстикова. Напомним, действующие тренажеры направлены прежде всего на то, чтобы водитель изучил приборную панель.

По наблюдениям Толстиковой, чаще всего молодые вагоновожатые превышают скорость. Это их основная ошибка. «Трамвай – это очень специфический вид транспорта, он может ехать только с определенными скоростями: 5, 10 км/ч и т. д. Это связано со специальными устройствами движения: контактной сетью, путевым хозяйством. Он не может ехать так быстро, как обычный автомобиль. Это нужно учитывать», – поясняет Виктория Павловна.

Тренажер был разработан специально для петербургского «Горэлектротранса» на производственном объединении «Зарница». На новом тренажере водители будут тренироваться перед сдачей экзаменов и пассажирской практикой. Новинку презентовали на дне открытых дверей предприятия, куда собрались немало желающих овладеть профессией водителя трамвая или троллейбуса. Как выяснилось, при этом соискателю необязательно уметь водить автомобиль.

Кандидат в вагоновожатые или водители троллейбуса должен обратиться в ближайший по месту жительства трамвайный или троллейбусный парк. Оттуда будущих учеников направят в УКК. Там их ждет собеседование и тестирование на универсальном психодиагностическом комплексе: порой вставать на смену приходится в 3 часа утра (или ночи), а ситуации на наших дорогах бывают самые разные. Нужно быть к этому готовым. Только после этого успешные кандидаты зачисляются в учебную группу. Будущим водителям выплачивается стипендия.

Мы заглядываем в один из учебных классов. Здесь уже действующие водители трамваев на конкретном примере разбирают аварийную ситуацию и обсуждают правильность поведения участников ДТП. За партами сидят мужчины и женщины разных возрастов с тетрадками, законспектированными аккуратным почерком, и экзаменационными билетами сдающих на права.

«Как правило, здесь учатся люди очень увлеченные, истинные фанаты своего дела. Наверное, все потому, что многие считают трамвай романтическим видом транспорта», – предполагает пресс-секретарь ГЭТ Святослав Новиков.

«Нас здесь готовят как профессиональных водителей. Мы должны знать устройство трамвая: его электросистемы, воздушные системы и многое другое. Мы должны предугадать, что делать на дороге, на что способно это транспортное средство. Конечно, это подскажет опыт. Если мы отвлеклись за рулем, значит, мы не можем сидеть здесь и повышать свою квалификацию», – поясняет водитель трамвая Рената Коробова.

К концу года в УКК планируется подготовить 224 водителя трамвая и 208 водителей троллейбусов. Кстати, научиться водить трамвай можно быстрее – за 5,5 месяца, потому что считается, что этот вид транспорта немного проще в управлении. Может быть, поэтому в «трамвайных» группах более половины принятых – женщины, а в «троллейбусных» большинство мужчины.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5559) от 06.10.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.