Трамвай взлетит над городом: в «Славянке» идёт строительство скоростной линии

Может ли трамвай «взлететь» над землей, поднявшись на внушительную высоту? В густонаселенном районе со сложной инфраструктурой, которую ему предстоит пересечь, конечно, — других вариантов тут не будет. Вот и строители скоростной линии «Славянка», очередного транспортного мегапроекта Петербурга, столкнулись с такой необходимостью на этом этапе масштабных работ, продолжающихся с прошлого года. Впервые в России трамвайная линия пройдет по путепроводу над Кольцевой автодорогой, трассой федерального значения. Причем выбранное решение позволит соорудить его в сжатые сроки, ни на день не останавливая транспортный поток. Подрядчик сделает это с помощью продольной надвижки конструкции, используя метод конвейерно-тыловой сборки.

Трамвай взлетит над городом: в «Славянке» идёт строительство скоростной линии | ФОТО пресс-службы администрации Санкт-Петербурга

ФОТО пресс-службы администрации Санкт-Петербурга

Большая команда проектировщиков, строителей и субподрядчиков форсирует работы на этом проекте. А чиновники и представители банковских структур, вовлеченные в его выполнение, стремятся обес­печить на объекте бесперебойное финансирование строительно-монтажных работ.

Стоит ли говорить, как заинтересованы в таком ускорении петербуржцы, живущие в этой части Пушкинского района и на сопредельной с ним территории. Участники одного из наиболее крупных в России концессионных проектов городского рельсового транспорта, надо отдать должное, хорошо это понимают. Поэтому прилагают усилия к тому, чтобы уложиться в согласованные со Смольным сроки, своевременно построив такую многоуровневую трамвайную линию. В четвертом квартале 2025‑го планируется пустить подвижной состав между Кудровом и поселком Шушары. А еще через год, по завершении проекта, этот трамвайный маршрут длиной 21 км намечено довести до конечной его точки — микрорайона Славянка.

Построить нужно не только рельсовый путь, рассчитанный на огромный, 13 млн человек в год, пассажиропоток. В проект входит целый комплекс разных объектов, среди которых трамвайное депо, где найдут приют 22 инновационных вагона, пожалуй, наиболее простой. На этой трассе появятся три моста (через реки Волковку, Кузьминку и Славянку) и четыре мощных искусственных сооружения. Самый длинный и технически сложный из новых путепроводов пересечет сверху Московское шоссе, участок Октябрьской железной дороги. И на третьем уровне пройдет над другой транспортной магистралью, Кольцевой автодорогой, где ни днем ни ночью не останавливается бурный автомобильный поток.

Размышляя над тем, как перекинуть его там по возможности быстро, не создавая неудобств для проезжающих по КАД водителей, специалисты изрядно поломали голову. Отринув несколько вариантов, проектировщики нашли в конце концов самое предпочтительное, на их взгляд, техническое решение этой задачи.

Они предложили установить три мощные опоры, одна из которых (45‑метровая) вырастет недалеко от Кольцевой автодороги. Затем поставить по обе стороны трассы две такие же двухстоечные, с усиленным бетоном и особо прочной конструкцией, высотой 102 метра. Протяженность пролета между этими опорами, 10‑й и 11‑й по счету (всего их будет там 25), составит 92 метра. Еще немного, и по этому показателю он вышел бы на рекордную в нашей стране среди подобных сооружений отметку.

Ну а на последнем этапе этих работ строители смонтируют еще одну опору высотой 66,8 мет­ра. Она примет на свои «плечи» другой пролет, благодаря которому мчащиеся сверху трамваи смогут, миновав КАД, съехать с путепровода и продолжить движение.

Расстояние между пролетными строениями над кольцевой трассой превысит 240 метров — почти четверть километра. А общая длина необычного путепровода, с учетом его подпорных стенок и ответвления на Вилеровский переулок, оценивается в 1,2 км. Это будет второе по протяженности после ЗСД подобное инженерное сооружение в Петербурге.

Можно представить, какие интересные виды откроются взорам проезжающих там пассажиров, если максимально высокая точка этого сооружения составит 12,8 метра. А окна трамваев будут возвышаться над рельсами еще примерно на пару метров. Так что, глядя в окна вагонов, горожане смогут обозревать под мерный перестук трамвайных колес быст­ро растущую городскую окраину ни много ни мало с высоты пяти­этажного дома…

Эти параметры прозвучали на церемонии старта очередного этапа работ, связанных с линией Кудрово — Шушары — Славянка, строящейся в рамках государственно-частного партнерства.

Трамвай Славянка2.jpg
ФОТО пресс-службы администрации Санкт-Петербурга

В мероприятии, прошедшем на стройплощадке, принимал учас­тие губернатор Александр Беглов. А стенды, отражающие особенности сооружения путепровода, который будет на треть выше стандартных величин, представил Леонид Гиндин, гендиректор предприятия «АБЗ-Дорстрой», выступающего на объекте генеральным подрядчиком.

Главная из особенностей заключалась в способе преодоления КАД. Перед началом этих работ специалисты разместили на стройплощадке стапель для сборки применяемых ими укрупненных элементов. На подходе к магистрали подрядчик использует обычные пролеты коробочного типа, рассказал начальник строительства Сергей Родионов. А по краям трассы и непосредственно над нею — клетчатые балочные пролеты, способные выдерживать серьезные нагрузки на большом расстоянии.

Монтируя путепровод на этом отрезке, строители шаг за шагом будут его наращивать, как бы надвигая над проезжей частью тяжелые стальные фермы. Такой метод используется не впервые, он не нов. Но здесь, где путепровод с работающими на нем строителями уже подбирается к КАД, подобная операция потребует, кроме точных расчетов, высокого мастерства исполнителей. Полностью перекинуть над трассой ферменные металлоконструкции намечается к концу 2024‑го. А спустя год, если темпы работ удастся сохранить, по первому участку рельсового пути (их уложат в специальную выемку с амортизирующими материалами) почти бесшумно помчатся трамваи, развивая за пределами городской застройки скорость до 60 км/ч.

Уже выбран и подвижной ­состав, которому предстоит «летать» над городом, проезжая строящийся путепровод-великан, с пятиминутным интервалом движения. Пилотный вагон для этой линии презентовал не так давно Невский завод электрического транспорта. Разработчик представил его в присутствии вице-премьера Виталия Савельева, курирующего в правительстве РФ транспортный блок, и главы Минтранса РФ Романа Старовойта.

Речь идет о знакомой петербуржцам модели — трехсекционном трамвае 71-932 «Невский» челночного типа, приспособленном для двустороннего движения. Он отличается повышенной вместительностью — может перевозить до 205 человек. Там есть просторный салон с панорамным остеклением, мультимедийными информационными комплексами, системой климат-контроля. И необходимые для безопасных поездок современные бортовые системы.

Предстоящей зимой первый вагон этой модели, изготовленный специально для линии «Славянка», поступит в Шушары. С июня 2023‑го, напомним, там строится для нее при финансовой поддержке компании «ДОМ.РУ» трамвайное депо. Специалисты завершат в депо создание трамвая. Они испытают вагон в разных режимах и интегрируют его бортовые системы в автоматизированную систему управления движением на будущем маршруте.

По контракту намечается изготовить 22 таких вагона, которые будут закуплены с привлечением инфраструктурного кредита. Десять «Невских» трамваев выйдут на линию сразу после ввода первого ее участка, который свяжет Купчино и Шушары. А остальные — по завершении всех работ по проекту. Для города он очень важен, поскольку ввод в строй скоростной трамвайной линии скажется на развитии всей южной части Северной столицы, отметил губернатор Петербурга. Мегапроект стимулирует расширение существующей вдоль будущей трассы застройки. Трамвайная линия дотянется до «Экспофорума», где проходят международные выставки и форумы. Она также облегчит транспортную доступность жилого массива «На Царскосельских холмах», возводимого в рамках комплексного освоения территории.

Преимущества этой линии оценят и жители города-спутника Южный, где будет построено более 9 млн кв. м жилья. Но скоростными трамваями смогут пользоваться не только его новоселы. Согласно генплану Петербурга, в южной части города по­явятся, кроме того, студенческий кампус и инновационный центр ИТМО «Хайпарк», новый учебный корпус с кампусом СПбГУ. А значит, по «славянскому» маршруту будут передвигаться также студенты и преподаватели этих вузов.

Читайте также:

Петербургский трамвай стал символом одновременно двух явлений

Трамвайные пути обновили на участке Садовой улицы от Невского проспекта до Мойки


#строительство #трамвайная линия #Славянка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 185 (7761) от 02.10.2024 под заголовком «Трамвай взлетит над городом».


Комментарии