Трамвай пролетит над Кольцевой. Этот транспорт появился в Петербурге 115 лет назад
В сентябре отмечается 115 лет с того момента, как в Петербурге появился трамвай. За это время город успел побывать трамвайной столицей мира, но сейчас уже далеко не на первом месте. Ожидается ли развитие, выяснили «СПб ведомости».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Первая линия открылась в 1907 году. Она прошла от Главного штаба до 8‑й линии Васильевского острова. В сообщении был задействован Благовещенский мост, что, кстати, вызвало определенные проблемы — на переправе стояли газовые фонари и от вибрации они могли взорваться. В итоге эти фонари перенесли на Марсово поле.
С 1980‑х годов трамвайная сеть Петербурга была самой большой в мире. Ее даже занесли в «Книгу рекордов Гиннесса». Но сокращение объемов финансирования и новые приоритеты изменили ситуацию. Трамваев лишились многие улицы в старом городе. Первый постсоветский демонтаж состоялся на улице Марата: ушло в историю кольцо, которое включало Стремянную улицу и Дмитровский переулок. В дальнейшем рельсы пропали с Конногвардейского бульвара, Марсова поля, улицы Жуковского, Рижского проспекта, Кирочной улицы, улицы Ленина, Пионерской улицы, Театральной площади и многих других. Статус трамвайных потеряли несколько мостов (Благовещенский, Дворцовый, Биржевой, Большеохтинский, Лазаревский, Большой Крестовский) и даже островов (Крестовский и Гутуевский). Неудивительно, что к середине 2000‑х Петербург потерял статус трамвайной столицы мира.
Сокращать пути перестали в 2007 году. Более того, во времена губернаторства Георгия Полтавченко запретили трогать даже недействующие рельсы. Скажем, до сих пор лежат ржавые пути на набережной Обводного канала — от Лиговского проспекта до Ипподромного моста, что приводит к постоянному образованию выбоин. Впрочем, и новые линии не строились, но только до 2019 года, когда вместе с новым участком Гранитной улицы — от проспекта Шаумяна до Ладожского вокзала (с мостом через Оккервиль) — были устроены трамвайные рельсы. Их регулярное использование началось в октябре 2021 года, здесь проходит маршрут № 7.
Кроме того, в Петербурге есть несколько заделов под новые маршруты. Например, широкий газон на улице Маршала Казакова на участке от улицы Десантников до Балтийского бульвара или такой же широкий газон на проспекте Авиаконструкторов от Шуваловского проспекта до Плесецкой улицы. Как рассказали в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, в настоящее время ведется разработка трех проектов планировки для трамвайных улиц на новом маршруте Рыбацкое — Колпино. Начинаться он будет от действующей линии на перекрестке Шлиссельбургского проспекта и Прибрежной улицы, далее идти по Шлиссельбургскому и Советскому проспектам, Петрозаводскому шоссе, улицам Труда, Загородной, Колпинской, Севастьянова и Железнодорожной до ж/д станции Колпино. Трамвай пройдет через Усть-Славянку и Усть-Ижору, а также северные окраины Колпина, где сейчас растет микрорайон-«муравейник» в рамках программы реновации.
Еще один трамвайный маршрут затронет северо-восточную часть Петербурга, где тоже идет массовое жилищное строительство. Рельсы проложат от улицы Руставели по новому участку Северного проспекта до Васнецовского проспекта, а затем по Васнецовскому до Чарушинской улицы. Длина этой новой трассы составит три километра, она пройдет через два путепровода — над Приозерской железной дорогой и над КАД. Сроки строительства не называются: они будут определены после окончания проектирования, которое должно начаться в 2022 – 2024 годах.
Юго-запад тоже обещают не забыть. «Проектом Генерального плана Санкт-Петербурга предусматривается строительство трамвайной линии вдоль улицы Маршала Казакова по намывным территориям (первая очередь — до 2030 года). Утверждение нового Генерального плана Санкт-Петербурга планируется правительством Санкт-Петербурга в III квартале 2022 года», — уточнили в комитете.
Надо сказать, что трамвайное сообщение в Северной столице развивает не только город. С 2018 года существует частная сеть — на Пороховых и Ржевке. Ее развивает ООО «Транспортная концессионная компания» под брендом «Чижик». По условиям договора, фирма полностью заменила существовавшие там пути, а также проложила с нуля участок на улице Потапова для возможности заезда на территорию нового трамвайного парка. Сейчас в общей сложности «Чижики» бегают по четырем маршрутам — № 8, 59, 63 и 64.
Несмотря на то что они частные, пассажиры этого финансово не чувствуют: там действуют те же тарифы и проездные, в том числе «Подорожники». Зато качество перевозок отличается разительно: благодаря новеньким составам и идеальным рельсам движение кажется почти бесшумным и весьма комфортным — если сравнивать, скажем, с большей частью подвижного состава «Горэлектротранса».
Количество частных трамвайных маршрутов будет расти. Недавно экспертизу прошла полностью новая трасса, которая свяжет станцию метро «Купчино» с Шушарами, а позднее — со Славянкой под Пушкином. Отличием этого проекта, названного «Славянкой», от «Чижика» станет важное обстоятельство: «Славянка» не станет интегрироваться с трамвайной сетью города. Более того, она почти полностью пройдет по эстакадам. Это объясняется большим количеством препятствий на пути. Даже начальная точка будет не у самой станции метро «Купчино», а в стороне — на левом берегу реки Волковки северо-западнее Балканского моста, то есть в 300 метрах от входа в метро. Впрочем, и власти, и концессионер ООО «Балтнедвижсервис» уверены, что Шушары все равно вздохнут с облегчением.
Звучали и другие трамвайные планы, связанные с частными деньгами. Скажем, одну такую ветку предлагалось тянуть в областное Ковалево, где собираются строить очередной город-спутник. А вот давняя идея «надземного экспресса» от Сосновой Поляны до Обухова, кажется, заморожена окончательно и бесповоротно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (7263) от 27.09.2022 под заголовком «Трамвай пролетит над Кольцевой».
Комментарии