Тоннелепроходческий комплекс «Надежда» преодолел более половины пути до станции «Каменка»
Станция «Каменка» (на снимке) станет конечной на Невско-Василеостровской линии метро. Щит продолжает проложенную им же перед чемпионатом мира по футболу-2018 зеленую ветку от «Приморской» до «Беговой» дальше на север, в новые кварталы Приморского района.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
К концу июля «Надежда» миновала строящуюся станцию «Богатырская» — следующую после «Беговой», прошла под ЗСД и приближается к будущей станции «Каменка». После запуска в монтажной шахте на Туристской улице проходческому комплексу предстояло пройти около 5000 метров. К началу августа в тоннеле уже установлено почти 2000 тюбинговых колец. Ширина кольца 1,8 метра, а значит, «Надежда» уже преодолела более двух третей строящегося участка зеленой ветки.
Несколько слов о самом производительном проходческом щите, что имеется в распоряжении у петербургских метростроителей. Двухпутный комплекс «Надежда» весом 1600 тонн и диаметром режущего щита 10,56 метра позволяет вести строительство быстрее, чем однопутными щитами диаметром 5,6 метра. После проходки этого щита образуется тоннель сразу для двух рельсовых путей, поезда в таком тоннеле движутся одновременно в обоих направлениях. При этом на станциях с подобным конструктивным решением пассажирские платформы располагаются не по центру между путями, а по бокам.
— Щит «Надежда» был куплен в 2012 году. Сначала комплекс использовался для прокладки так называемого Фрунзенского радиуса петербургской подземки со станциями «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Перед ЧМ-2018 его использовали на строительстве объектов вблизи главной футбольной арены — «Надежда» пробивала тоннели к станциям «Новокрестовская», ныне переименованная в «Зенит», и «Беговая». Теперь щит идет к «Каменке». Перед запуском на этот участок комплекс прошел ремонт, думаю, он еще послужит нашему городу. Продолжительность работы проходческих комплексов зависит от наличия запасных частей, с чем возникли было проблемы, поскольку комплекс не российского производства. Однако петербургские специалисты решили все вопросы, и «Надежда» снова в работе, — пояснил эксперт редакции Валерий Кузнецов, возглавлявший более двух десятков лет управление механизации «Метростроя».
Вестибюли будущих станций зеленой ветки строятся в Приморском районе на пересечении Туристской улицы и Богатырского проспекта («Богатырская») и на углу Комендантского и Шуваловского проспектов («Каменка»). В перспективе станция «Каменка» станет пересадочной на «Шуваловский проспект» и соединит зеленую линию с фиолетовой, Фрунзенско-Приморской, веткой метро.
Компания «Метрострой Северной столицы» на этом новом участке Невско-Василеостровской линии организовала пять строительных площадок: четыре основные и одну вспомогательную. На площадке будущего вестибюля «Каменки» сегодня активно ведутся работы по сооружению стены в грунте, ожидается, что «Надежда» к станции подойдет в конце октября.
Активно идет пробивка тоннелей и на новой Красносельско-Калининской линии. По планам городской администрации, две станции коричневой, шестой по счету, линии петербургского метрополитена будут открыты уже в этом году — работы на «Юго-Западной» и «Путиловской» находятся в завершающей стадии. Второй этап строительства коричневой ветки — от «Путиловской» до «Каретной», которая станет переходной на станцию «Обводный канал» фиолетовой ветки. Определены места выхода на поверхность будущих станций «Броневая», «Заставская», «Боровая» и «Каретная». Сейчас «Метрострой Северной столицы» ищет подрядчика, который проложит наклонные ходы для установки эскалаторных тоннелей на вход и выход пассажиров. На разработку документации и строительно-монтажные работы выделено 18,4 млрд рублей.

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Согласно техзаданию, подрядчику предстоит разработать проект, рабочую документацию, выполнить комплекс строительно-монтажных работ по строительству стартовых котлованов и четырех наклонных ходов станций. Устройство стартовых котлованов должно включать ограждающие конструкции. Также в работы входит монтаж и демонтаж оборудования, сооружение железобетонной отделки.
Работы организуют на четырех стройплощадках. Так, строительная площадка вестибюля № 1 станции «Броневая» расположена в Московском районе, восточнее дома № 6 по Благодатной улице. Стройплощадка вестибюля станции «Заставская» — на территории, освобожденной от железнодорожных путей Варшавской железной дороги, в створе Ташкентской улицы. Площадка вестибюля станции «Боровая» — во Фрунзенском районе, возле перекрестка Лиговского проспекта и Тосиной улицы. Наконец, вестибюль «Каретной» появится на набережной Обводного канала у дома №40, литера Б.
Читайте также:
На «Новочеркасской» появился турникет с возможностью оплаты проезда по биометрии
Жюри конкурса на эскизный проект вестибюля «Лиговского проспекта-2» определило победителя
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 146 (7968) от 12.08.2025 под заголовком «Со щитом под землей».





Комментарии