Тоннель с подогревом. На площади Академика Лихачева будет теплый пешеходный переход

Строительство пешеходного подземного перехода на площади Академика Лихачева выходит на финишную стадию. Тоннель практически готов, сейчас рабочие обустраивают подходы к нему. Сооружение само по себе уникально для Петербурга. Это первый в городе тоннель с подогревом пола. Открытие перехода осенью нынешнего года позволит создать безбарьерный пешеходный маршрут — от Тучкова моста до Кронверкской набережной и Петропавловской крепости.

Тоннель с подогревом. На площади Академика Лихачева будет теплый пешеходный переход | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Пешеходный переход состоит непосредственно из тоннеля и двух открытых пандусов, общая его длина порядка 150 метров. Уникальность сооружения в том, что, во‑первых, здесь нет лестниц, что гораздо удобнее для пешеходов, особенно маломобильных людей, плюс к этому будет обустроена тактильная разметка на входах и выходах. Во-вторых, тоннель будет иметь подогрев настила, насколько мне известно, такого в нашем городе еще нет. Подогрев будет включаться в холодные периоды для того, чтобы растапливать снег и лед, и это создаст комфортные условия для прохода: на настиле не будет образовываться наледь, — пояснил директор по строительству компании-генподрядчика Михаил Клобертанс.

Переход2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Затапливаться тоннель тоже не будет. Дождевая и талая воды стекут по канавкам к нижней точке и проследуют в приямок для приема жидкости, а оттуда насосами воду откачают в канализацию. Приямок располагается в технических помещениях тоннеля. Любопытно, что во время работ строители называли его бездонным ящиком, так как грунты вблизи Невы слабые, и почва уходила глубоко. Теперь приямок — это большая бетонная емкость глубиной 2,5 метра, куда будет стекать вода. В самом тоннеле уже завершается отделка стен гранитными плитами.

— Камнем будет облицовано порядка 400 квадратных метров площадей. Раствор закачиваем под давлением, чтобы он лучше схватывался. Каждая плитка толщиной 5 сантиметров, они очень прочные. Гранит поставляют из балтийского месторождения под Выборгом, на заводе его распиливают по нужным размерам блоков и плит, а мы подгоняем их по месту установки, — рассказал гранитчик и каменотес Владимир Романов.

Переход3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Одной из завершающих операций станет обустройство навесного потолка из металлокерамики золотистого цвета. Сам по себе тоннель неглубокий, нижняя его точка располагается на уровне воды в Неве. При этом рассчитано, что даже при самых больших наводнениях невская вода в подземный переход не попадет.

Основные строительные операции сейчас производятся в подводящих к тоннелю пандусах. За бетонирование отвечает субподрядная организация, фронт работ еще довольно большой.

— Рабочие ведут армирование стенок, затем будет установлена опалубка и железо зальют бетоном. Все монолитные работы по контракту проводим мы, в том числе бетонирование самого тоннеля. Строительство пешеходного перехода совместили по времени с ремонтом Биржевого моста. В результате мы воспользовались тем, что движение транспорта по мосту было закрыто, благодаря чему прокладку тоннеля вели открытым способом. Генподрядчик установил шпунтовую стенку, после этого провели земельную выемку, а затем мы начали бетонирование. Кстати, монолитные работы на Биржевом мосту по укладке бетонной плиты и ремонту опор переправы тоже проводили мы, — сообщил руководитель монолитных работ Роман Худяков.

Переход1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Любое строительство вблизи Невы усложняется слабостью грунтов и насыщенностью их влагой. Поэтому специалистам приходится применять различные специальные технологии. По сути, подземный переход представляет собой бетонный короб шириной 4 и высотой 2,4 метра. И его надо закрепить на местности. Как рассказал директор по строительству, для этого были установлены 54 буронабивные сваи в самом тоннеле и 60 свай на пандусах. К этим сваям крепко-накрепко и привязан тоннель, чтобы он, как некий короб, не всплыл при подъеме грунтовых вод.

Открыть переход для пешеходов планируют в октябре 2024 года. До этого генподрядчику необходимо будет еще выполнить благо­устройство на территории, которая стала строительной площадкой. Кстати, посреди площадки стоит дерево, тщательно огороженное деревянными решетками.

— С этим очень строго, все озеленение должно быть выполнено согласно проекту. Дерево на площадке мы сохранили, еще три пересадили, — подчеркнул Михаил Клобертанс.

Будущий подземный переход соединит Мытнинскую набережную с территорией Тучкова буяна. Сейчас, чтобы пройти с одной стороны Биржевого моста на другую, надо обойти по нескольким дорожным переходам всю площадь Академика Лихачева, на что придется потратить порядка десяти минут. Когда будет открыт пешеходный тоннель, это займет минуту. А главное — от Тучкова моста, спортивного комплекса «Юбилейный», станции метро «Спортивная» любители прогулок смогут пройти, не пересекая практически никаких дорог, до Мытнинской и Кронверкской набережных, а далее на территорию Петропавловской крепости. Красивый маршрут для петербуржцев и гостей города.

Созданию так называемой безбарьерной среды в Северной столице в последние годы уделяется большое внимание, причем не только для маломобильных групп населения, но и обычных пешеходов, сейчас реализуется сразу несколько крупных проектов. Кроме тоннеля у Биржевого моста в высокой степени готовности еще более масштабное сооружение — подземный пешеходный переход под железнодорожными путями к «Лахта-центру». Он будет аж на сто метров длиннее того, что строится на площади Академика Лихачева, причем для инвалидов-колясочников там установят лифты. Завершить строительство перехода у «Лахта-центра» планируют в этом году.

Также лифтами для маломобильных граждан оборудуют два пешеходных подземных перехода на Московско-Дунайской развязке, которая возводится на юге города. От тоннелей проложат тротуары и велодорожку, установят павильоны остановок. Полностью завершить строительство развязки и пешеходных тоннелей рассчитывают осенью нынешнего года.


#переход #строительство #площадь

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (7627) от 21.03.2024 под заголовком «Тоннель с подогревом».


Комментарии