Территория без статуса. Петербуржцы пытаются спасти от застройки «Жемчужный пляж»

На юго-западе города, где развернулось масштабное строительство жилья, продолжаются споры о прибрежной территории залива. К нему примыкает недавно заселенный микрорайон. Активисты-экологи пытаются отстоять землю, которую называют «Жемчужный пляж». Девелоперы против: они считают, что данный кусок «жемчужной» земли необходим для развития транспортной инфраструктуры.

Территория без статуса. Петербуржцы пытаются спасти от застройки «Жемчужный пляж» | Красносельский район обделен станциями метро, зато богат на парки и выходы к морю. Если, конечно, их не закроют хаотической застройкой. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Красносельский район обделен станциями метро, зато богат на парки и выходы к морю. Если, конечно, их не закроют хаотической застройкой. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В интересах краснокнижных

По береговой зоне Красносельского района запланировано строительство 4-полосной магистрали Балтийский бульвар. В ноябре 2019 года прошли публичные слушания. Официальная информация о них опубликована в нашей газете 22 ноября прошлого года, где за изменение и приостановку проекта высказались и жители, и представители муниципального образования, и даже районная администрация. Впрочем, слушания не то место, где принимаются решения.

Сразу оговоримся: официально здешние места, которые затрагивает стройка, названы «пляжем» не в терминах благоустройства. Истинная причина пристального внимания к нему - роскошная песчаная территория, за несколько десятков лет поросшая густым мелколесьем и кустарником. Там, кстати, обнаружено больше десятка краснокнижных растений.

Бесполезно искать это место в перечне городских мест для купания и загара, зато о нем знают 400 с лишним тысяч жителей Красносельского района. Они давно используют «пляж» для рекреационных целей. Есть сообщество энтузиастов, которые несколько последних лет обустраивали общими усилиями ныне бесхозную территорию.

В свое время по «пляжу» были проведены берегоукрепительные мероприятия, о чем свидетельствует бетонная и равномерная каменная наброска, оберегающая одну часть берега от размыва. Вторая же часть - волногасящий пляж с определенной расчетной шириной.

Подарок красноселам

Первая же часть народного топонима намекает на находящийся рядом микрорайон коммерческой застройки. В январе больше ста человек «обняли» пляж, чтобы привлечь внимание к рекреационному объекту, востребованному целым районом. Активисты провели общественное действие, флешмоб.

«Позиция жителей отражена в многочисленных материалах группы @waterfrontsave - «Сохраним Береговую Линию Юго-Запад СПб». Есть она и в петиции, обращенной к правительству города», - поясняют местные жители. Ситуация развивается, ведь люди видят многочисленные нарушения, а некоторые решения по благоустройству основаны на устаревших документах. Все это подтвердилось в ходе подготовки к слушаниям по будущей береговой магистрали.

«Мы изучили проектную документацию», - поясняют общественные активисты. Их выводы - стройка вредна для ландшафта и не нужна городу. Застройка магистралью защитной 20-метровой береговой полосы общего пользования - это конфликт двух берегоукрепительных систем, что опасно для природы юго-запада Петербурга.

«Жесткая подпорная стенка дороги и пляж разрушаются в нарушение строительных правил «Морские берегозащитные сооружения», - поясняют градозащитники.

Отдельная тема - небольшой намыв, который планировался в здешних местах. Вопрос - отказались ли от него городские власти - остался открытым. Но если намыв попробуют провести, то необходимо вначале выполнить экологическую экспертизу, а ее пока не было.

«Если сформулировать наши предложения коротко - прибрежную зону необходимо обустроить, а залив нуждается в защите, наступление на его акваторию необходимо остановить», - говорит активист и муниципальный депутат МО Южно-Приморский Валерий Веремейчик.

Среди претензий, которые высказывают местные жители, - мнение, что комитет по градостроительству и архитектуре не учел народные требования отодвинуть магистраль от берега, изменить трассировку и категорию, снизить полосность будущей дороги. Строительство подразумевает, что больше половины песчаной (пляж) и лесной рекреационных зон берега будут уничтожены с непоправимыми экологическими последствиями.

«На месте зоны отдыха будет построена отвесная гранитная стена высотой 3,5 метра (берегоукрепление бульвара) без спусков и доступа к береговой зоне. Проект является большой градостроительной ошибкой, повторяющий промахи развитых стран по автомобилизации прибрежных территорий вместо создания пешеходной, велосипедной и рекреационной инфраструктуры», - объяснил депутат.

Обеспечить транспортный выезд из микрорайона «Балтийская жемчужина» необходимо, согласны все, но этот путь не должен затрагивать береговую полосу, говорили участники слушаний. Важно также сохранить доступ к воде по всему берегу и прибрежную зеленую зону.

Море для юго-запада

Директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО «Балтийская жемчужина» Ася Левнева пояснила позицию девелопера по запросу нашей газеты. По данным www.kartoteka.ru, компания «Балтийская жемчужина» учреждена в 2005 году. Уставный капитал - 1,216 млрд руб. Единственный акционер - ЗАО «Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания» (КНР, г. Шанхай, коммерческий центр «Гаоян»).

Ася Левнева напоминает, что, согласно градостроительной документации 2005 года, территория будущего бульвара предназначена для размещения линейных объектов, к которым относятся дороги и набережные. Южный берег Финского залива был усеян валунами и редколесьем и не использовался для цивилизованного отдыха у воды. Несмотря на прекрасные морские виды и отличные экологические показатели, эта локация была недооценена, считают в компании.

«Решение о реализации проекта «Балтийская жемчужина» на юго-западе северной столицы стало прогрессивным как для акватории залива, так и для Красносельского района в целом. Помимо возведения социальных объектов, которых катастрофически не хватало в этом районе, еще в 2005 году мы взяли на себя инвестиционные обязательства перед городом по строительству 16 дорог и берегоукреплению пяти набережных. Все проекты изначально были утверждены и согласованы с администрацией. Морская набережная Финского залива стала завершающим штрихом благоустройства побережья вблизи многочисленных водных ресурсов микрорайона», - считает Ася Левнева.

Мы спросили: возможен ли компромисс граждан и инвестора? «Мы готовы рассмотреть возможность спусков к воде в составе планировочных решений при проектировании набережной», - говорят в компании. В фирме уверяют, что понимают опасения граждан. Строительные работы на территории природных массивов всегда выглядят пугающими до тех пор, пока не будет виден конечный результат. В итоге на заболоченной и заросшей части побережья появится комфортное пространство для прогулок и отдыха.

«Пешеходные дорожки и набережная поддержат единую архитектурную концепцию «жемчужных» домов с отделкой из натурального керамогранита и вернут нас к историческим традициям градостроения Петербурга», - обращает внимание менеджер застройщика.

Итак, по планам девелопера, у жителей Красносельского района просто появится выбор: отдохнуть на пляже у кромки моря или отправиться в пешую прогулку вдоль набережной, не выезжая для этого в центр культурной столицы.

Мы продолжаем следить за развитием ситуации.

Прямая речь

Александр КАРПОВ, директор Центра экспертиз ЭКОМ Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей:

- Все правы по-своему. Вопрос в полезности действия. На мой взгляд, строительство Балтийского бульвара не имеет особого смысла с градостроительной точки зрения. Этот бульвар свяжет фактически два тупика, точнее, две улицы с минимальным трафиком внутри микрорайона. У «Балтийской жемчужины» действительно серьезные транспортные проблемы, главная из них - связь с «большим» городом. Но ее-то и не решают! Деньги направляют на третьестепенное направление, как будто хотят просто отчитаться, что потратили средства.

Что касается формальных правовых оснований, то это не зона линейных объектов. С одной стороны, это граница зоны Р2 (рекреационная зона) и жилой застройки. С другой - строительство местных дорог, не магистралей, в Р2, куда бульвар вторгается, по градостроительным нормам допустимо.

Конфликт застройщика с жителями в данном случае возник на других основаниях. «Пляж» не имеет официального статуса, это просто место, где люди привыкли отдыхать. Обещания девелопера, что там потом все будет красиво, похожи на сказку. Коммерческая компания не отвечает за «пляж», это не ее территория. Следы планировавшегося намыва действительно остались, но вряд ли он будет.

#строительство #активисты #протест #пляж

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 033 (6631) от 25.02.2020 под заголовком ««Пляж» ничейной категории».


Комментарии