2Vtzqv4Hz9U

Телемост «Петербург — Москва — Северобайкальск» состоялся в Северной столице

Он прошёл в Петербургском государственном университете путей сообщения императора Александра I и был посвящен 50‑летию начала строительства БАМа.

Телемост «Петербург — Москва — Северобайкальск» состоялся в Северной столице | ФОТО Johannes Plenio on Unsplash

ФОТО Johannes Plenio on Unsplash

Инициатором телемоста стало «Бамовское содружество» Петербурга и Ленинградской области. Как напомнила ведущая телемарафона режиссер-документалист Нина Прахарж, БАМ — крупнейший инфраструктурный проект Советского Союза, самая большая комсомольская стройка, символ эпохи, а ПГУПС, бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, в течение многих десятилетий является кузницей кадров для БАМа.

При планировании будущей магистрали она была разделена на участки, каждый из них был закреплен за определенной областью, краем, республикой Советского Союза. Ленинградцам был доверен сложный участок на территории Бурятии, где им предстояло построить железнодорожную трассу и возвести город — нынешний Северобайкальск.

Первый десант Ленинградского областного студенческого строительного отряда высадился на БАМ в 1975‑м. Спустя три года на трассе трудились уже три десятка студенческих отрядов из города на Неве. Отряд «Комсомолец Ленинграда», ставший первостроителем БАМа в Бурятии, в апреле будущего года отметит свой 50‑летний юбилей.

Как рассказал декан факультета социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС Олег Кузин, в прошлом секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ, стартовой площадкой для бамовского отряда ленинградцев стала ударная комсомольская стройка предприятия «Фосфорит» в Кингисеппе.

В 1980‑м мне довелось побывать на стройке в составе ленинградской делегации. Запомнились встречи у костра с нашими ребятами, — рассказал Кузин. — Приятно было узнать, что на БАМе возникли студенческие семьи, родились дети…

В Ленинграде многие заводы работали, выполняя заказы БАМа. На объединении «Звезда» в сжатые сроки было изготовлено сто передвижных дизельных электростанций. Комсомольские организации объединения «Электросила», заводов «Севкабель», «Русский дизель» работали под девизом «БАМу — досрочно». Пушкинский ремонтно-механический завод изготовил для ударной стройки более тысячи вагонов. Среди институтов, готовивших проектную документацию, были «Ленгипротранс» и «Ленметрогипротранс».

Ныне историю БАМа в нашем городе хранит Центральный музей железнодорожного транспорта. В этом году он совместно с ветеранами-бамовцами подготовил выставку «БАМ в судьбах людей», а на днях там открылась выставка «БАМ глазами ленинградских художников» (12+). Как отметил директор музея Владимир Мителенко, воспоминания рядовых бамовцев можно читать как роман…

На прямом включении телемарафона петербуржцы увидели представителей города Северобайкальска. В нынешнем году он отметил юбилей: первые поселенцы-комсомольцы прибыли 23 июля 1974 года и основали трудовой лагерь, а 29 сентября 1975‑го был образован рабочий поселок Северобайкальск, преобразованный в 1980 году в город респуб­ликанского подчинения. Его главной улицей является Ленинградский проспект, и это не случайно: город был спроектирован питерскими специалистами, и строили его по большей части ленинградцы.

Мы строили БАМ, а БАМ в свою очередь нас, — сказал из Северобайкальска почетный строитель «Главленинградстроя» Сергей Моисеев. — Нам повезло, что наши сердца звучали в унисон со страной. Теперь на берегу озера Байкал есть прекрасный город, где мы обрели свою судьбу…

Да, не все получилось, как было задумано, в свое время строительство большей части спроектированных промышленных комплексов на протяжении магистрали не состоялось. Тем не менее прошли годы, и БАМ продемонстрировал свою востребованность. Сегодня он нужен не только для экспорта российских товаров, но и как транзитный путь между Востоком и Западом.

Ныне происходит модернизация БАМа, так что можно с полным правом сказать, что история его строительства продолжается. Более того, два года назад в нашем городе возродили традицию: студенты ПГУПС уже дважды выезжали на новую стройку БАМ 2.0.

Читайте также:

Путешествие по перронам истории. Музей железных дорог России в Петербурге был открыт 30 октября 2017 года

В этом году студенческие отряды страны отмечают 65-летие с момента зарождения движения и 20 лет современной их истории


#БАМ #телемост #ПГУПС

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7783) от 31.10.2024 под заголовком «БАМ продолжается».


Комментарии