Тайну унес ветер

Спустя три недели после ЧП на складе компании «ЕвроАвто» в промышленной зоне «Парнас», случившегося 17 октября, стали известны подробности крупнейшего в этом году пожара: что он натворил и какой ущерб был нанесен природе.

Тайну унес ветер  | ФОТО Jasch/shutterstock.com

ФОТО Jasch/shutterstock.com

«Почти месяц пришлось ждать официальных результатов проверки. Причины возгорания – невыполнение требований пожарной безопасности», – сообщил на заседании постоянной комиссии по экологии и природопользованию городского парламента начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Санкт-Петербургу Юрий Блохин. Однако, по его словам, «картина до конца не ясна, потому что нет четкого понимания, какие конкретно вещества и в каком объеме хранились в горевших коробках».

Кстати, последняя проверка складских помещений в промышленной зоне, которыми владело ООО «Базис», проводилась органами Госпожнадзора пять лет назад. По ее результатам коммерсанты были привлечены к ответственности за невыполнение требований пожарной безопасности и оштрафованы. В дальнейшем при внеплановой проверке выяснилось, что ООО «Базис» прекратило свою деятельность – организация проходила через процедуру банкротства, а у помещений к тому времени появился другой собственник. В последующие три года ангары переходили из рук в руки, сдавались в аренду. Последний арендатор в конце 2014-го сделал перепланировку: установил перегородки, стеллажи, где и разместил свою продукцию, а с мая 2015 года стал эксплуатировать помещение. Однако, по словам Блохина, правила пожарной безопасности там так и не выполнялись – не было ни системы пожарной сигнализации, ни системы пожаротушения, что, конечно, повлияло на скорость распространения огня. Но что там хранили коммерсанты, осталось тайной за семью печатями. «И нас очень волнует, не находятся ли в ангарах опасные вещества», – заметил глава постоянной парламентской комиссии по экологии и природопользованию Виктор Ложечко.

Однако ни химико-радиометрическая лаборатория, которая работала во время пожара, делая замеры воздуха каждые 20 минут, ни мониторинговые станции, ни специалисты Роспотребнадзора не обнаружили превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмосфере.

Основную опасность, по мнению начальника отдела радиационной, химической и биологической защиты Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу Александра Салтанова, представляло возникшее черное облако из продуктов горения. Но, так как погодные условия были благоприятные, облако под воздействием температуры поднялось вверх и ушло за пределы Петербурга. «Несмотря на ужасающую картину пожара, которую мы все наблюдали, заражения территории в черте города не было, как не была превышена и концентрация опасных веществ в воздухе», – настаивает Салтанов.

Но это еще не значит, что загрязнения воздуха не произошло, полагает председатель комитета по экологической и промышленной безопасности Торгово-промышленной палаты Петербурга Семен Гордышевский. По мнению специалиста, все дело в том, что в нашем городе системы контроля за воздухом не оборудованы приборами, которые позволяют определить приоритетные вещества, в первую очередь бензопирен, формальдегиды, стойкие органические загрязнители (СОЗ), хотя Россия и подписала в 2001 году Стокгольмскую конвенцию о СОЗ. «А значит, нам никак не измерить экологический ущерб, – делает вывод Гордышевский. – Поэтому нужно модернизировать систему наблюдений за качеством воздуха в соответствии с требованиями Стокгольмской конвенции. Только тогда мы получим инструментарий для контроля за состоянием воздуха, в том числе и после ЧП».

Выяснилось также, что возникшая во время пожара опасность загрязнения нефтепродуктами через канализацию, связанную с промзоной «Парнас», угрожала территориям, примыкающим к Муринскому ручью. «Мы организовали сбор нефтепродуктов биосорбентом и в первый день собрали 3,7 тонны нефтеводяной смести, остатков масел и продуктов горения, попавших в Муринский ручей. Ситуация была локализована и загрязнение реки Охты предотвращено», – пояснил начальник отдела координации аварийных работ комитета по природопользованию Игорь Березин.

Что касается ущерба, нанесенного столь мощным пожаром, то его до сих пор так никто и не подсчитал – управление Роспотребнадзора только собирает данные, чтобы оценить убытки казны.

Да и виноватых в возникшем ЧП пока не нашли, хотя Юрий Блохин и заверил депутатов, что до 17 ноября выяснится, будет возбуждено уголовное дело по факту пожара или нет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5587) от 16.11.2015.


Комментарии