Тариф неудовольствия

В июле до 40 рублей выросли цены на проезд в маршрутках на большинстве направлений. Это сделало Петербург, пожалуй, самым дорогим для пассажиров городом России (особенно если учесть протяженность маршрутов и уровень доходов горожан).

Даже в Москве путешествие в микроавтобусах обходится дешевле – чего уж сравнивать с областными и районными центрами, где можно купить билет и за двадцатку.

Тариф неудовольствия | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

События развивались так. Добро на повышение тарифов на проезд и провоз багажа на коммерческих автобусных маршрутах дал комитет по тарифам Санкт-Петербурга распоряжением # 578-р от 18.12.2014 г. Чиновники напомнили, что прежний базисный тариф (36 рублей) действовал с 2013 года. За это время почти все в России подорожало. И вот теперь цену билетика на «тэшки», как в 1990-е жители города называли маршрутные такси, петербургское правительство решило поднять на 11%. Хоть это число и похоже на показатель инфляции за прошлый год, напрямую к нему отношения не имеет.

Комитет по тарифам учел подорожание топлива (рост цен на бензин в 2015 году составил 12%), запчастей, увеличение расходов на обновление парка транспортных средств, ремонт подвижного состава. Дороже стали и обязательные страховые полисы: прирост базовой ставки ОСАГО в 2014 году составил 23 – 30%, в 2015-м – 40 – 60%. По словам чиновников, в ходе диалога с представителями негосударственных перевозчиков те просили поднять тариф на проезд до 53 рублей, но этот номер не прошел.

Новые тарифы утверждены в предельном размере. Это значит, что перевозчики имеют право самостоятельно устанавливать цены на меньшем уровне, лишь бы не превышали заявленный комитетом ценовой лимит. В последние дни были жалобы, что где-то подорожание июля-2015 превысило 11%, но если раньше перевозчик держал цену ниже возможного, а сейчас поднял ее уже до новой верхней планки, то такое вполне легитимно.

На сайте комитета можно найти таблицу тарифов на весь город с номерами маршрутов. Для большинства актуальная планка 40 рублей. Хотя есть небольшое число коротких трасс (где-то по 6 км) – там максимально допустимая цена 34 рубля. Самый длинный (и дорогой) маршрут 99 км (ст. метро «Улица Дыбенко» – садоводство Пупышево Волховского района) оценивается аж в 263 рубля.

Заместитель председателя комитета Ирина Богуславская пояснила нам, что при подготовке решения был проведен анализ экономически обоснованных расходов. Расходы, не подтвержденные документально, не учитывались. Прямое сравнение стоимости за проезд в Петербурге с другими регионами Богословская считает некорректным: «Параметры сети, объемы транспортной работы, уровень эксплуатационных расходов и бюджетного субсидирования для каждого региона различны. Не во всех регионах тарифы подлежат государственному регулированию. Так, в Москве стоимость проезда устанавливается перевозчиками самостоятельно. В столице готовится реформа, которая интегрирует частных перевозчиков в единую транспортную сеть».

Научный руководитель Института проблем транспорта РАН Олег Белый считает, что решение повысить тарифы в маршрутках – ошибочное. «Общественный транспорт не может являться средством заработка. Даже частные фирмы, которые работают в этой сфере, должны работать под государственным контролем. Подорожание на 11% чисто экономически, может быть, соответствует темпам инфляции – допускаю, что экономически эти расчеты обоснованы, хотя я лично их не проверял. Учтите также, что кроме затрат есть еще такая вещь, как рациональная организация движения. Если сделать пассажирские потоки более эффективными, то, может быть, тарифы можно будет и не повышать. И как быть с социальной функцией Российского государства? Медицина, образование, транспорт – эти сферы нельзя полностью отдавать бизнесу», – отметил он.

Нет сомнений: такая позиция пассажирам понравится. Председатель некоммерческого партнерства «Ассоциация перевозчиков пассажиров» Василий Киселев имеет противоположные взгляды. И это понятно, ведь его работа – лоббировать интересы автопредприятий. «Петербург – пионер и фаворит общественного транспорта. Обновление общественного транспорта у нас внебюджетное и многократно лучше, чем в Москве, где до сих пор ездят на «ГАЗелях», – считает он.

У хозяев коммерческих автопарков своя правда: автобусы не с неба падают, цены на машины дорожают на 10 – 15% в год, а на некоторые модели до 25%. Дорожает лизинг – один из главных инструментов финансирования автопарка, благодаря которому петербуржцы ездят не на морально устаревших «ГАЗелях», а на современных «Мерседесах», «Ивеко» и «Пежо».

Некоторые частные автопредприятия обслуживают и социальные маршруты, где можно ездить по проездным, а билетик продают за 28 рублей (например, # 68 в Красносельском районе). Требования города – ставить на эти маршруты автобусы с низким полом, а такие теперь стоят до 7 млн рублей – на треть дороже, чем в 2013-м. Причина – даже отечественное производство автобусов завязано на импортных поставщиков. Рамы, коробки передач, двигатели – импортные, а это значит, на них отражается падение рубля. Приходится вводить перекрестное финансирование и за счет коммерческих маршрутов «отбивать» расходы на закупку машин для социальных.

Еще одна больная тема – цена дизтоплива. В 2010 г. литр дизеля стоил 18,5 рубля, а сейчас – 34,5 рубля. К зиме ожидают подорожания до 36,2 рубля. Приплюсуем к расходам обязательные страховки гражданской ответственности перед пассажирами. В Петербурге перевозчики страхуют пассажиров на 140 млн рублей в год, а выплаты по страховым случаям за 2014 г. составили 5 миллионов. То есть в плюсе оказались страховые компании, а отнюдь не автопарки.

У Василия Киселева есть свой рецепт, как уменьшить тарифы на проезд в маршрутках. Он предлагает понизить пошлины на запчасти и комплектующие, создать топливный фонд для закупок автотранспорта. Понизить или убрать утилизационный сбор (когда государство его ввело, он дал прибавку цен 300 – 600 тыс. рублей на автобус). Можно снизить транспортный налог (в Петербурге он самый высокий в России). В противном случае попытки обуздать рост цен на транспорте будут выглядеть как борьба со следствием, а не устранение причин.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (5510) от 29.07.2015.


Комментарии