Главная городская газета

Тариф неудовольствия

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

В Петербурге узнали о технологичности городов

Четвертый международный форум пространственного развития прошел под девизом «iГород: новые смыслы - новые правила». Какие смыслы несет цифровое будущее в Петербург? Читать полностью

Набережную Черной речки благоустроят через два года

Чиновники планируют организовать здесь место для культурного отдыха. Подробнее - в нашем материале. Читать полностью

На Комаровском мосту перекроют движение

Жителям города рекомендуют заранее планировать свой маршрут объезда, во избежании заторов на дороге. Как долго петербуржцам придется терпеть неудобства? Читать полностью

Петербург готовится ко дню ВМФ

Первые репетиции парада - ночные, отчего время разводки мостов удлиняется до шести утра. А днем можно заметить верные признаки приближения праздника - швартовые бочки на Неве. Читать полностью

На дорогах Петербурга стартовал второй этап ремонта

Большой праздник футбола закончился, и на дорогах города начинаются ремонтные будни. Разберемся в списке адресов, которые затронул второй этап масштабных работ. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 19 июля 2018

Сегодня в выпуске:
Светофоры и зебры...
Маузер артиллериста...
На Амуре спасли человека...
И другие новости. Читать полностью
Реклама
Тариф неудовольствия | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В июле до 40 рублей выросли цены на проезд в маршрутках на большинстве направлений. Это сделало Петербург, пожалуй, самым дорогим для пассажиров городом России (особенно если учесть протяженность маршрутов и уровень доходов горожан).

Даже в Москве путешествие в микроавтобусах обходится дешевле – чего уж сравнивать с областными и районными центрами, где можно купить билет и за двадцатку.

События развивались так. Добро на повышение тарифов на проезд и провоз багажа на коммерческих автобусных маршрутах дал комитет по тарифам Санкт-Петербурга распоряжением # 578-р от 18.12.2014 г. Чиновники напомнили, что прежний базисный тариф (36 рублей) действовал с 2013 года. За это время почти все в России подорожало. И вот теперь цену билетика на «тэшки», как в 1990-е жители города называли маршрутные такси, петербургское правительство решило поднять на 11%. Хоть это число и похоже на показатель инфляции за прошлый год, напрямую к нему отношения не имеет.

Комитет по тарифам учел подорожание топлива (рост цен на бензин в 2015 году составил 12%), запчастей, увеличение расходов на обновление парка транспортных средств, ремонт подвижного состава. Дороже стали и обязательные страховые полисы: прирост базовой ставки ОСАГО в 2014 году составил 23 – 30%, в 2015-м – 40 – 60%. По словам чиновников, в ходе диалога с представителями негосударственных перевозчиков те просили поднять тариф на проезд до 53 рублей, но этот номер не прошел.

Новые тарифы утверждены в предельном размере. Это значит, что перевозчики имеют право самостоятельно устанавливать цены на меньшем уровне, лишь бы не превышали заявленный комитетом ценовой лимит. В последние дни были жалобы, что где-то подорожание июля-2015 превысило 11%, но если раньше перевозчик держал цену ниже возможного, а сейчас поднял ее уже до новой верхней планки, то такое вполне легитимно.

На сайте комитета можно найти таблицу тарифов на весь город с номерами маршрутов. Для большинства актуальная планка 40 рублей. Хотя есть небольшое число коротких трасс (где-то по 6 км) – там максимально допустимая цена 34 рубля. Самый длинный (и дорогой) маршрут 99 км (ст. метро «Улица Дыбенко» – садоводство Пупышево Волховского района) оценивается аж в 263 рубля.

Заместитель председателя комитета Ирина Богуславская пояснила нам, что при подготовке решения был проведен анализ экономически обоснованных расходов. Расходы, не подтвержденные документально, не учитывались. Прямое сравнение стоимости за проезд в Петербурге с другими регионами Богословская считает некорректным: «Параметры сети, объемы транспортной работы, уровень эксплуатационных расходов и бюджетного субсидирования для каждого региона различны. Не во всех регионах тарифы подлежат государственному регулированию. Так, в Москве стоимость проезда устанавливается перевозчиками самостоятельно. В столице готовится реформа, которая интегрирует частных перевозчиков в единую транспортную сеть».

Научный руководитель Института проблем транспорта РАН Олег Белый считает, что решение повысить тарифы в маршрутках – ошибочное. «Общественный транспорт не может являться средством заработка. Даже частные фирмы, которые работают в этой сфере, должны работать под государственным контролем. Подорожание на 11% чисто экономически, может быть, соответствует темпам инфляции – допускаю, что экономически эти расчеты обоснованы, хотя я лично их не проверял. Учтите также, что кроме затрат есть еще такая вещь, как рациональная организация движения. Если сделать пассажирские потоки более эффективными, то, может быть, тарифы можно будет и не повышать. И как быть с социальной функцией Российского государства? Медицина, образование, транспорт – эти сферы нельзя полностью отдавать бизнесу», – отметил он.

Нет сомнений: такая позиция пассажирам понравится. Председатель некоммерческого партнерства «Ассоциация перевозчиков пассажиров» Василий Киселев имеет противоположные взгляды. И это понятно, ведь его работа – лоббировать интересы автопредприятий. «Петербург – пионер и фаворит общественного транспорта. Обновление общественного транспорта у нас внебюджетное и многократно лучше, чем в Москве, где до сих пор ездят на «ГАЗелях», – считает он.

У хозяев коммерческих автопарков своя правда: автобусы не с неба падают, цены на машины дорожают на 10 – 15% в год, а на некоторые модели до 25%. Дорожает лизинг – один из главных инструментов финансирования автопарка, благодаря которому петербуржцы ездят не на морально устаревших «ГАЗелях», а на современных «Мерседесах», «Ивеко» и «Пежо».

Некоторые частные автопредприятия обслуживают и социальные маршруты, где можно ездить по проездным, а билетик продают за 28 рублей (например, # 68 в Красносельском районе). Требования города – ставить на эти маршруты автобусы с низким полом, а такие теперь стоят до 7 млн рублей – на треть дороже, чем в 2013-м. Причина – даже отечественное производство автобусов завязано на импортных поставщиков. Рамы, коробки передач, двигатели – импортные, а это значит, на них отражается падение рубля. Приходится вводить перекрестное финансирование и за счет коммерческих маршрутов «отбивать» расходы на закупку машин для социальных.

Еще одна больная тема – цена дизтоплива. В 2010 г. литр дизеля стоил 18,5 рубля, а сейчас – 34,5 рубля. К зиме ожидают подорожания до 36,2 рубля. Приплюсуем к расходам обязательные страховки гражданской ответственности перед пассажирами. В Петербурге перевозчики страхуют пассажиров на 140 млн рублей в год, а выплаты по страховым случаям за 2014 г. составили 5 миллионов. То есть в плюсе оказались страховые компании, а отнюдь не автопарки.

У Василия Киселева есть свой рецепт, как уменьшить тарифы на проезд в маршрутках. Он предлагает понизить пошлины на запчасти и комплектующие, создать топливный фонд для закупок автотранспорта. Понизить или убрать утилизационный сбор (когда государство его ввело, он дал прибавку цен 300 – 600 тыс. рублей на автобус). Можно снизить транспортный налог (в Петербурге он самый высокий в России). В противном случае попытки обуздать рост цен на транспорте будут выглядеть как борьба со следствием, а не устранение причин.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook