Тариф тарифу рознь. Какие изменения в оплате парковки уже произошли и ожидаются
В преддверии осени в городе произошли изменения в организации движения по дорогам четырех центральных районов Петербурга. А точнее — стояния… С 29 августа обновились таблички с номерами парковочных зон — дорожные знаки 6.4 «Парковка». Например, если раньше для Петроградского района разрешение на оплаченную стоянку действовало в зонах с номерами с 7813 по 7818, то теперь оно автоматически распространилось на новые зоны с номерами с 3101 по 3686. То есть изменились не только номера, но и границы — зоны стали дробными, мелкими. Причем, обращают внимание горожан в подведомственном комтрансу городском центре управления парковками (ГЦУП), разные стороны и части улицы теперь могут принадлежать к разным зонам, так что при оплате стоянки в центре владельцам машин следует быть очень внимательными.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
При этом автомобилистам, оплачивающим ее с помощью мобильных приложений «Парковки Санкт-Петербурга» или «Парковки России», беспокоиться насчет изменения табличек не стоит: сервис автоматически по геопозиции определит местоположение и корректно укажет зону. Также, по словам специалистов ГЦУП, не нужно волноваться обладателям парковочных разрешений местного жителя, оставляющим машину возле дома, ближайшего магазина или своей поликлиники. Им достаточно знать границы платной зоны своего района и ставить авто внутри нее, система уже сама перепривязала все действующие разрешения к новым номерам зон, обновлять или переоформлять документы автовладельцам-резидентам не нужно. И уж вовсе не коснутся нововведения льготников — ветеранов и многодетных; для них стоянка бесплатна по‑прежнему в любом районе, и изменения нумерации зон они просто не заметят.
А вот нерезидентам и нельготникам, привыкшим оплачивать парковку в центре через SMS или паркомат, следует проявлять повышенное внимание к номерам на табличках. И заранее сверяться с актуальной нумерацией, указанной на сайте parking.spb.ru, либо через паркомат, введя адрес места, где планируется оставить машину. Добросовестный автомобилист, который при оплате ошибся с номером зоны, автоматически переходит в разряд неплательщиков и получает «письмо счастья» со штрафом в размере 3 тыс. рублей.
Впрочем, признают в ГЦУП, и пользователям приложений «Парковки Санкт-Петербурга»/«Парковки России» тоже в ряде случаев могут потребоваться навыки ручного выбора номера парковочной зоны с точным указанием места расположения авто или адреса. К сожалению, случаи ослабления GPS-сигнала и перебои со связью у нас нынче не так уж и редки…
Кому‑то изменение нумерации зон может показаться вопросом сугубо техническим и не меняющим сложившуюся за четыре года действия ЗПП, но это не так. В ГЦУП этим шагом, по сути, запустили реформу платного парковочного пространства. Объясняют такой шаг необходимостью перехода платной парковки с единого тарифа на дифференцированные. Это поможет создать фундамент для внедрения будущих технологических систем, которые более точно интегрируются с навигационными сервисами, что позволит сделать точнее анализ использования парковки и ее загрузки, говорят в центре управления парковками. Преимуществом новой системы, по мнению специалистов ГЦУП, станут более широкие возможности для оптимизации распределения парковок и более точного учета действия ограничений дорожного движения. И финансовым инструментом всей этой оптимизации станет локальное управление тарифами — с возможностью устанавливать свою цену для каждого участка улицы в соответствии с адресным перечнем.
Применение новых дифференцированных подходов к расчету платы за пользование парковками на улично-дорожной сети Петербурга, по мысли транспортных чиновников, позволит снизить загрузку парковочного пространства и в дальнейшем поддерживать ее в рекомендуемых Минтрансом России интервалах — от 70 до 85 %. Что в итоге приведет к повышению доступности городской инфраструктуры и оборачиваемости парковочных мест.
По данным, приведенным недавно депутатом ЗакСа Алексеем Цивилевым, в минувшем году средняя дневная загруженность платных парковок в Северной столице составляла 89 %, а в самом центре города доходила до 95 – 100 %. То есть уже на четвертый год полноценного действия ЗПП первоначальный эффект от ее введения — некоторое уменьшение количества припаркованных автомобилей в центре Петербурга — практически испарился. То ли народ стал жить богаче и привык к сторублевой таксе, а может, количество выданных разрешений сыграло свою роль… Ведь, по данным ГЦУП, к середине июля в нашем городе было оформлено более 124 тыс. парковочных разрешений (причем 24,5 тысячи из них выданы только за первое полугодие 2025‑го). Из них разрешений местных жителей — 85,2 тыс., многодетных семей — 27,8 тыс., владельцев электрокаров — 4,8 тыс., разрешений на спецтранспорт — 5,5 тыс., плюс купленные гражданами месячные и годовые абонементы — 1,6 тысячи…
Согласитесь, не так уже мало на 47,9 тыс. оборудованных платных машино-мест, 5 тысяч из которых предназначены для инвалидов, паркующихся без получения разрешений (их машины включены в специальный реестр). Доходы от эксплуатации платного парковочного пространства в первом полугодии нынешнего года (включая средства от оплаты парковочных сессий, разрешений, абонементов, а также от уплаты штрафов) уже составили около 3,9 млрд рублей.
Логичный вывод, который из всего этого делают власти, — нужно расширять границы платной парковки и повышать ее стоимость для тех, кто платит. На сколько и как, еще не определено, но некоторые предположения есть.
В июне текущего года Смольный заказал исследование загруженности обочин дорог во всех четырех районах с ЗПП. Проведя эту работу, подрядчик распределил всю изученную улично-дорожную сеть с синей разметкой на четыре группы: участки, загруженные менее чем наполовину, от 50 до 70 %, от 70 до 85 % и заполненные автомобилями более чем на 85 %. В соответствии с полученными результатами, улицам и магистралям присвоили коэффициенты загрузки — от КЗ-1 (самые свободные) до КЗ-4 (самые загруженные). Эти‑то коэффициенты и будут влиять на новые тарифы. Проекты зонирования действия платы за пользование парковками на дорогах общего пользования Петербурга уже гуляют по Сети и, конечно, активно обсуждаются в пабликах и в СМИ. При желании с ними можно ознакомиться (непременно учитывая, что это лишь предварительные наброски, а не официальные документы).
Если судить по ним, повышающие коэффициенты могут быть распространены на значительную часть городской ЗПП. Например, в границах первой парковочной зоны «Смольнинское» Центрального района в этом проекте можно насчитать 22 самые дорогие улицы (или участков улиц) с коэффициентом КЗ-4, 21 — чуть менее дорогих с коэффициентом КЗ-3, 20 — средней «стоимости», обозначенных как КЗ-2. И только 15 дорог в этой зоне получили «облегченный» гриф КЗ-1, что означает: тариф там будет минимальным. В группе КЗ-4, например, можно найти улицы Чайковского, Шпалерную, Фурштатскую, Тверскую, Исполкомскую, Кирочную, Конную, Дегтярную, несколько Советских, переулки — Саперный, Солдатский, Заячий, Калужский, Мелитопольский, проспекты — Лиговский, Чернышевского и Греческий… А коэффициенты КЗ-1 видим у тихих Амбарной, Евгеньевской, Одесской, Орловской, Старорусской улиц, улицы Смольного и др.
Как эти коэффициенты монетизируются для города? Официального документа об изменении тарификации платных парковок от профильного комитета Смольного пока нет. Но, судя по просочившейся в СМИ информации, новый базовый тариф 200 рублей распространят на улицы из разряда КЗ-2, загруженные на 50 – 70 %. Там, где занято менее половины существующих машино-мест (КЗ-1), установят половинный тариф от базового — иными словами, оставят нынешние 100 рублей за час. Дорогам КЗ-3 предсказывают ставку 280 рублей за час, КЗ-4 — 360.
Предполагается, что перечень тарифных зон будет согласован в течение сентября. А соответствующие нормативные документы по введению новых дифференцированных тарифов могут заработать уже в октябре-ноябре.
КСТАТИ
Приложение «Парковки Санкт-Петербурга» остается самым популярным способом оплаты стоянки в городе. Летом нынешнего года 67,9 % транзакций были совершены через этот сервис, еще 25,7 % — через приложение «Парковки России», 2,3 % — через SMS. Иные способы оплаты составили 4,1 %.
Читайте также:
По свежему асфальту. На Благовещенском мосту стартовал второй этап ремонта
Первые трамваи «Невский» прибыли в новое депо в Шушарах
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7989) от 10.09.2025 под заголовком «Тариф тарифу рознь».





Комментарии