Танки из дацана

В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Петербургский дацан. К 100-летию храма». Впервые в нашем городе реализован совместный выставочный проект буддийского храма и светских учреждений культуры.

Танки из дацана  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дацан в Старой Деревне был построен в 1909 – 1915 годах по проекту коллектива авторов во главе с известным мастером петербургского модерна Гавриилом Барановским. В 1934 году храм был закрыт, а культовые вещи переданы в Музей истории религии. Дацан был возвращен Ленинградскому обществу буддистов в 1990 году (здание признано памятником истории и культуры еще в 1968-м).

Любопытно, что первое собрание буддистских предметов было привезено в Петербург этнографом Герхардом Фридрихом Миллером после завершения обширной сибирской экспедиции 1732 – 1742 годов. На рубеже XIX и XX веков собственную буддистскую коллекцию собрал известный ювелир Агафон Фаберже, сейчас она хранится в Эрмитаже...

На открытии выставки директор Музея истории города Александр Колякин говорил о том, что дацан – это органичная часть Петербурга, города изначально многоконфессионального. Настоятель дацана Буда Бадмаев напомнил, что буддийская практика – это умение понимать друг друга и работать вместе. Выставка и стала хорошим примером такого совместного труда.

Действительно, даже межмузейные проекты – ныне редкость, а здесь выставлены предметы, документы и редкие фотографии из Эрмитажа, Кунсткамеры, Музея истории религии, РЭМ, петербургского Музея Рерихов, Института восточных рукописей РАН, всего около 200 экспонатов. Важной частью выставки стали танки – 20 буддийских икон из собрания Петербургского дацана. Они недавно отреставрированы и на время работы выставки стали доступны широкой публике.

По просьбе нашей газеты Ольга Хижняк, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории религии (ГМИР), рассказала о некоторых экспонатах. Прежде всего внимания заслуживает комплекс, посвященный мистерии «цан», или «чам», что буквально означает «танец». В действии участвуют 108 персонажей в масках из дерева и папье-маше, например, бог смерти Яма. Кроме масок выставлены музыкальные инструменты – большие барабаны, трубы и медные тарелки.

В 1931 году художник Осор Будаев, некоторое время работавший в ГМИР, создал минеральными красками на ткани танку «Колесо бытия». К тем же годам относится его картина «Портреты бурятов», в которой народное искусство сочетается с реализмом. В 1937 году Будаев был репрессирован и погиб. Реабилитирован в 1959 году.

Среди икон из собрания петербургского дацана показаны не только известные далеким от буддизма зрителям изображения мирного божества, воплощающего милосердие и сострадание, но и гневного божества – защитника веры. Интересно изображение Куберы – божества богатства в виде всадника на льве, держащего в правой руке знамя, а в левой – мангуста. Как только Кубера надавливает на зверька, тот изрыгает драгоценности. Эта танка восходит к древнейшим добуддийским языческим верованиям.

В течение первой недели работы выставки монахи из Улан-Уде будут строить мандалу – обитель божества из разноцветного песка. 29 ноября в последний день ее работы мандала, по традиции, будет разобрана в знак мимолетности бытия.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (5555) от 30.09.2015.


Комментарии