Таможенники рассказали об изменениях направлений товарных потоков

Снижать свою активность из‑за санкционного давления участники внешнеэкономической деятельности не намерены. А вот направления товарных потоков изменились, со знанием дела говорят сотрудники Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), где общая граница со странами Евросоюза превышает 2 тысячи километров. За десять месяцев нынешнего года это подразделение, одно из наиболее крупных в Федеральной таможенной службе, направило в бюджеты всех уровней более 369,6 млрд рублей налоговых сборов — на 4 % больше, чем за тот же период 2022‑го. А сумма льгот для предпринимателей на оплату ввозных пошлин в сфере его деятельности выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года на 67 % — до 55 млрд рублей. Таможенники рассказали об этом в преддверии своего профессионального праздника.

Таможенники рассказали об изменениях направлений товарных потоков | ФОТО Dimitri Karastelev on Unsplash

ФОТО Dimitri Karastelev on Unsplash

Учитывая непростую для бизнеса ситуацию, представители этой службы стремятся создать благоприятные условия для его деятельности. Как и прежде, они пытаются оперативнее работать на всех 69 таможенных постах и 47 пунктах пропуска, входящих в СЗТУ, отметил Сергей Сенько, первый заместитель начальника данного управления. Но теперь их усилия направлены и на упрощение операций с при­оритетным импортом, лекарствами и продовольственными товарами, которые должны попадать к потребителю как можно быстрее.

В центрах электронного декларирования и пунктах пропуска СЗТУ такая продукция оформляется в первоочередном порядке. Причем в большинстве из них применяются технологии, позволяющие регистрировать и выпускать провозимые через границу товары в автоматическом режиме. А это заметно сокращает время проведения таких операций.

Доля автоматически зарегист­рированных деклараций на товары составила нынче более 84 %, а доля автоматически выпущенных таких документов превысила 33 %. Аналогичным путем на Северо-Западе страны оформляется сегодня значительная часть (более 88 %) всех транзитных деклараций, рассказал Сенько. И география поставок, по его словам, остается обширной. В регион деятельности СЗТУ за рассматриваемый период ввозились товары из 149 государств, а оттуда отечественная продукция направлялась в 144 страны мира.

Перечень поставщиков, как и структура импорта, на фоне санкций, конечно, меняются. Так, в «Большой порт Санкт-Петербург» приходят грузовые суда преимущественно из Индии, Китая, стран Латинской Америки, а раньше там преобладали сухогрузы, танкеры и балкеры из Европы. Однако объем перевозок в порту не снижается и желающих принять участие в этой работе по‑прежнему немало.

В январе — сентябре нынешнего года свои товары декларировали, по статистике СЗТУ, более 12 тыс. компаний и индивидуальных предпринимателей. И почти столько же подали документы, связанные с перемещением товаров в рамках Евразийского экономического союза, где объем взаимной торговли нарастает.

Меры по снижению финансовой нагрузки на российских поставщиков, безусловно, дают о себе знать, подчеркивает Юрий Кулешов, начальник службы таможенных доходов СЗТУ. Самые существенные из них — временное обнуление ставок ввозных таможенных пошлин и тарифные привилегии. Цифры говорят сами за себя: за девять месяцев текущего года в регионе СЗТУ предприниматели получили скидку по оплате таких пошлин на сумму более 55,5 млрд рублей (это на 67 % больше, чем за аналогичный период 2022‑го). Почти половина всей суммы приходится на освобождение от уплаты НДС в отношении технологического оборудования, аналогов которого в России пока не производится.

В то же время параллельный импорт — а это одна из ощутимых мер поддержки бизнеса — обострил проблему контрафакта, констатируют специалисты СЗТУ. С начала года они выявили свыше 653 тыс. единиц поддельных, не всегда качественных, а то и небезопасных товаров (одежда, обувь, детские игрушки, сигареты и т. д.), предотвратив их ввоз на Северо-Запад страны. А общая сумма предотвращенного ущерба составила более 670 млн рублей.

За тот же период под действие запрета на въезд в РФ из стран Евросоюза фур с грузом попало в 2023‑м более 40 тыс. транспортных средств, осуществляющих международные перевозки (почти 16 % от общего объема перевозимых товаров), добавил первый заместитель начальника СЗТУ.

Около 8,5 тыс. тонн груза попали на склады временного хранения в автомобильных пунктах пропуска, а остальные партии сразу отправились дальше. Точнее, после того как прицепы «подхватили» российские транспортники — всего было отмечено 25 тысяч таких перецепок с европейскими грузами.

Обращаясь в таможенные органы, участники перевозок и поставщики продукции все чаще используют «горячую линию», сообщил Павел Терентьев, первый заместитель начальника Северо-Западной оперативной таможни.

«Мы получили в текущем году 759 сообщений о нарушениях законодательства и, проанализировав эти данные, возбудили 313 уголовных дел», — добавляет специалист.


#таможня #санкции #налоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7530) от 26.10.2023 под заголовком «Перецепки на границе».


Комментарии