Там, где в Охте водится форель

«Спасем наш лес» - так назвали свою инициативную группу члены садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) «Агалатово» и вот уже третий год борются за сохранение леса над рекой Охтой.

Там, где в Охте водится форель | Иллюстрация Lightspirit/shutterstock.com

Иллюстрация Lightspirit/shutterstock.com

Охта считается одной из самых загрязненных рек Петербурга. Но это в пределах мегаполиса, где десятки предприятий сливают в нее неочищенные или некачественно очищенные стоки. Выше по течению этот крупнейший правый приток Невы еще сохранил свою природную чистоту. И рыбу, выловленную в Охте, даже можно есть. Здесь обитает в том числе ручьевая форель, которая высоко ценилась за нежный вкус и поставлялась к царскому столу.

В таком замечательном месте расположилось СНТ «Агалатово». Постройки здесь основательные, и для многих семей это не дачи в сезонном понимании слова. Люди тут прописаны, их дети ходят в местные садик и школу. Так что экология («наука о доме») для местных жителей понятие очень близкое.

Потому и заволновались агалатовцы, когда в 2016 году встретили в лесу, отделяющем поселок от реки, геодезистов. Те делали зарубки на деревьях и размечали участки по 10 соток под дальнейшую застройку. Получив выписку из Государственного реестра недвижимости, озадачились еще больше: участок площадью около 21 га поставлен на учет в декабре 2015 года. Категория земель не установлена, разрешенное использование не установлено, сведения о регистрации прав отсутствуют, данных о природных объектах, расположенных в пределах этого земельного участка, нет, сведения об объекте недвижимости имеют статус «временные», до конца 2020 года. То есть распродать, снести здесь лес, застроить участок вполне можно было бы успеть.

Кто же автор этой попытки уничтожить лес в водоохранной зоне Охты? В то время право распоряжаться землей находилось у муниципалитетов 1-го уровня, то есть поселений. Но в администрации Агалатовского сельского поселения открестились: она, администрация, мол, постановку на кадастровый учет земельного участка «не осуществляла и дать пояснения по факту постановки на кадастровый учет не представляется возможным», проекты границ данной территории с ней не согласовывались. В устном же разговоре, по словам членов инициативной группы, в муниципалитете им и вовсе заявили: это не лес, а «сельхозка» (земли сельхозназначения. - Прим. ред.), поросшая бурьяном.

- Ничего себе бурьянчик, - сказали мы себе, оказавшись вместе со специалистами центра экспертиз «ЭКОМ» в еловом лесу, где деревьям лет по 60. Ельник тянется 200-метровой полосой вдоль каньона, в котором протекает пока еще чистая Охта, как раз вписываясь в размер водоохранной зоны, достойной, по Водному кодексу, рек более 50 км протяженности. Длина Охты - свыше 90 км.

Но так, увы, бывает: на земле лес есть, а на бумаге его нет. Когда-то этот участок принадлежал Морозовскому военному лесничеству, а теперь... потерялся. Вот и в комитете по природным ресурсам Ленобласти членам инициативной группы ответили, что «указанный в обращении участок расположен вне границ земель лесного фонда».

Агалатовцы не сдаются. По своей инициативе и за свой счет они заказали предварительное экологическое обследование территории. Обследование показало «высокую эстетическую и рекреационную ценность территории и наличие на ней редких, охраняемых и индикаторных видов биологически ценных лесов... данная территория является естественным лесным массивом, имеющим природоохранную ценность, поэтому следует принять предусмотренные законодательством меры к охране этой территории».

Участники группы «Спасем наш лес» прежде всего добиваются, чтобы этот участок признали лесом. Потому что застраивать безлесные участки водоохранной зоны в принципе можно при соблюдении определенных условий, а лес сводить нельзя. Во-вторых, чтобы лес над Охтой обрел наконец хозяина в лице Всеволожского муниципального района (его администрация с этим не спешит и энтузиазмом не горит). И главное - создать здесь особо охраняемую природную территорию (ООПТ) местного или регионального значения.

По мнению руководителя «ЭКОМ» Александра Карпова, создание ООПТ - самый надежный способ сохранить данный участок леса. В будущем он, возможно, войдет в «зеленый пояс Петербурга», с которым пока ничего не ясно - ни сроки его формирования, ни юрисдикция, ни правовой режим.

После обращения к губернатору 47-го региона распоряжением Ленкомимущества данный участок отнесен к категории «земли особо охраняемых территорий и объектов». Но ситуация эта временная. Если право собственности не будет оформлено, то участок снимут с кадастрового учета и категория земли может измениться в любую сторону. Пока же лес над Охтой стоит не только «загадочный», но бесхозный и беззащитный.

#природа #экология #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (6252) от 22.08.2018.


Комментарии