Светофоры умнеют

Первый светофор в России появился 85 лет назад. С тех пор многое изменилось, в том числе названия городов и улиц. Регулировочный объект открыли в январе 1930 года в Ленинграде на углу проспектов 25-го Октября и Володарского, теперь его адрес: Петербург, угол Невского и Литейного. Но главное изменение произошло с самими светофорами: они стали интеллектуальными и выиграли конкуренцию у регулировщиков.

Светофоры умнеют | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Первыми «поумнели» светофоры на Васильевском острове, причем сразу все.

– В 2013 году мы внедрили интеллектуальную систему в отдельно взятом островном районе, – рассказал заместитель руководителя дирекции по организации дорожного движения Петербурга Сергей Зайченков. – Подключили объекты к центру управления дорожным движением – это наше подразделение. В результате заторы на дорогах Васильевского острова сократились на 35%, хотя транспортная ситуация там по-прежнему непростая.

Обычный светофор управляется мини-компьютером, который выдает команду на переключение по пяти режимам – ночному, утреннему часу пик, дневному, вечернему часу пик и выходного дня. А тот, который «поумнел», сам определяет, сколько времени ему пропускать транспорт в одну сторону, а затем в другую. В его управляющий компьютер поступают сигналы от специального детектора, наблюдающего за транспортным потоком на прилегающих улицах. Из 1534 светофорных объектов таких умных, как утверждает Сергей Зайченков, в Петербурге уже почти половина – 48%.

И наши светофоры еще будут умнеть. За несколько ближайших лет дирекция по организации движения хотела бы довести число интеллектуальных объектов до 70 – 80%. Большего не требуется, движение не везде интенсивное. Однако решение задачи зависит от финансирования, а в нынешнем году на проектирование, установку новых светофоров и поднятие их интеллектуального уровня средств выделено в три раза меньше, чем в году прошедшем.

Другая проблема регулировочных объектов связана с тем, что они привязаны к линиям электропередачи. Вот почему при установке или ремонте требуется особенно большой объем работ: нужно пробить канавы в асфальте, найти точку подключения, протянуть кабель. С проводами чаще всего связаны и отключения светофоров, особенно во времена выпадания мокрых снегов и больших дождей. Дирекция переводит часть объектов на беспроводное управление, но сим-карты, по словам специалистов, не всегда срабатывают и нестабильность работы объекта возрастает.

Число светофоров в Петербурге постоянно увеличивается. В прошлом году, например, установлено 79 новых и реконструированы объекты по 38 адресам. И хотя в связи с сокращением финансирования ожидать сильного количественного роста не приходится, эффективной замены светофорам все равно нет.

– Появление регулировщика на дорожной магистрали – это практически всегда минус, – считает Сергей Зайченков. – Когда я вижу человека с жезлом, сразу понимаю, что на этом перекрестке стоять придется дольше обычного. Он же не может мгновенно анализировать напряженность движения с одной и другой стороны. Это способны делать только специальные приборы. Например, мы долго боролись, чтобы убрали регулировщика с перекрестка Витебского проспекта и Благодатной улицы. Договорились, что его убрали, правда, потом он иногда там появлялся снова. Слышал, что у ГИБДД есть разнарядка на выставление их специалистов на дороги.

Кстати, автомобилисты и прохожие могут сами в какой-то степени повлиять на работу регулирующих объектов. Если человек видит грязный или неисправный светофор, то может позвонить по дежурному телефону 576-01-91. И тогда в течение двух часов специалисты обязаны приехать на объект и провести его диагностику. Если неисправность простая, то должна быть ликвидирована за 4 часа.

Большие хлопоты у дирекции по организации дорожного движения образовались в связи с пилотной платной парковочной зоной, которую хотят запустить весной. Напомним, она ограничена Литейным, Невским, Лиговским проспектами и Кирочной улицей и рассчитана на 2920 мест, 292 из них отведены инвалидам. И на каждом парковочном месте устанавливается специальный датчик, который будет сигнализировать – занято оно или нет. Для датчика в асфальте бурят специальный шурф, питание он имеет автономное, батарейки хватает на 3 – 5 лет. Прибор выдает сигнал на специальное табло, на котором высвечивается количество свободных мест на той или другой улице.

Однако, по опыту Москвы, система работает не очень точно. Ведь нужно, чтобы водители были дисциплинированными и парковались строго по разметке. Иначе датчик не обнаружит автомобиль и пошлет неверный сигнал.

В общем, интеллектуальных приборов на улицах города прибавляется, а вот растет ли интеллект водителей – история умалчивает. Если несоответствие в этих показателях сокращаться не будет, улучшения на дорогах ожидать не стоит.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 005 (5378) от 16.01.2015.


Комментарии