Судостроительный завод с «нервной системой». Завершился первый этап проекта по созданию цифровой верфи
Первый в России проект по созданию цифровой верфи обрел зримые очертания. На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе (ОССЗ) запущено оборудование его обновляемых цехов. Предприятие работает над ним, опираясь на опыт петербургских судостроителей и при поддержке Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (Корабелки).
ФОТО orbtal media on Unsplash
Корабелы Петрозаводска, где находится ОССЗ, приступили к работам по созданию полномасштабной цифровой верфи почти восемь лет назад. Они решили внедрить у себя не отдельные элементы такой верфи (как на Средне-Невском судостроительном заводе), а экосистему в ее завершенном виде. Инициативу карельских корабелов поддержал глава государства, и этот крупный проект стартовал.
Активное участие в его реализации приняли петербуржцы. Спроектировать цифровую верфь обязались сотрудники Корабелки. Подписав соглашение с Онежским судозаводом, они обязались выполнить проектно-изыскательские работы по созданию такой верфи, а также по реконструкции и техническому перевооружению мощностей предприятия. Правда, вели эти работы не одни, а вместе с коллегами из Центра технологии судостроения и судоремонта, а также специалистами питерской «Союзпроектверфи». Проект предполагает глубокую модернизацию судозавода и строительство там новых производственных мощностей. А главное — предстоит воплотить идею цифрового сопровождения строительства судов на всех его этапах, используя на заводских участках промышленные роботы и средства автоматизации.
Онежская цифровая верфь станет, по сути, отраслевым полигоном по тестированию систем и отдельных элементов отечественной цифровой верфи. А модернизация судозавода не просто даст ему второе дыхание, но и позволит повысить производительность труда, выйти на более качественный уровень судостроения и оптимизировать бизнес-процессы.
Что отличает цифровую верфь от обычной? Все производственные процессы (работа станков, механизмов, заводского транспорта) на такой верфи имеет числовое программное управление, пояснил Глеб Туричин, ректор Корабелки.
Система управления завода в онлайн-режиме будет фиксировать, где находятся работники верфи и чем они занимаются.
Это на нижнем, производственном, уровне. Но преобразования затронут и верхний, который принято называть «нервной системой» завода, считает Туричин. В центр обработки данных предприятия будет поступать информация о материалах, инструментах и их перемещении в цехах предприятия. На каждом этапе судостроения обычно производятся измерения. Благодаря этим данным станет возможной актуализация компьютерной модели собираемого судна. То есть специалисты будут сверять каждый свой шаг с цифровой моделью, которая поможет вести работы по строительству судов быстрее и качественнее…
На первом этапе создания цифровой верфи полного цикла (от заготовки металла до сборки корпусов) новый производственный блок ОССЗ оснастили почти полностью отечественным оборудованием. Там действуют станки по предварительной очистке металла, плазменной резке и роботизированной сварке, установлены мостовые краны и запущены в работу новые стапельные тележки.
В рамках соглашения с Российским фондом развития информационных технологий судозавод внедряет петербургские наработки по системе управления судостроением и судоремонтом. Мощность переработки металлопроката в конечном итоге там вырастет в десять раз. И завод сможет выпускать больше судов (сколько именно, зависит от их типоразмеров и назначения), делая это быстрее, дешевле прежнего и эффективнее, отмечает директор ОССЗ Владимир Майзус.
Портфель заказов предприятия состоит ныне из серии краболовов, которые заказала дальневосточная рыбопромышленная компания. На предприятии также строятся два судна-нефтемусоросборщика, три буксира ледового класса и два мелкосидящих портовых ледокола проекта 22740М. Эти новые суда будут достраиваться на новых производственных мощностях завода.
Создание цифровой верфи предполагает не только установку современного оборудования и внедрение новых технологий. Речь идет и о подготовке кадров нужной квалификации. Сборщиков корпусов, сварщиков и представителей других рабочих специальностей для предприятия готовит петрозаводский автотранспортный техникум, нарастивший свой потенциал. Они учатся в этом техникуме и проходят стажировку в конструкторско-технологическом отделе и производственных корпусах завода. По заданию помощника президента России — председателя Морской коллегии РФ Николая Патрушева также планируется создать в Петрозаводске филиал Корабелки, где будущим инженерам предстоит осваивать технологии, которые уже имеются на заводе или появятся там в ближайшие годы.
На предприятии уже запущены новые линии по очистке и покраске металла. Одновременно идет работа по обкатке оборудования в других производственных пролетах. Система, действующая на верфи, поможет быстро идентифицировать сырье, заготовки и детали. А это сделает более эффективным управление снабжением и персоналом, вдвое повысит там производительность труда.
Второй этап модернизации планируют завершить за два года. Кабмин РФ выделил на его реализацию дополнительно 2 млрд рублей. На заводе появятся малярный цех с роботами для покраски судов и автоматизированный склад судового оборудования. Предстоит обновить на этом этапе заводской стапель и слип для спуска-подъема кораблей. На данный момент мощности предприятия позволяют ему создавать и ремонтировать суда доковым весом до 2,3 тысячи тонн. А после завершения работ его мощности вырастут до 10 тысяч тонн.
«На этот проект мы возлагаем большие надежды. Проектно-сметная документация второй его очереди разработана и прошла госэкспертизу. Теперь предстоит в короткие сроки определить генподрядчика, который будет выполнять строительно-монтажные работы», — прокомментировал Николай Патрушев.
По его словам, опыт применения цифровых технологий на карельской верфи намечается активно использовать на других предприятиях страны.
«Когда завод начнет работать в полную силу, мы увидим современное предприятие мирового уровня. Но уже сегодня можно говорить о высочайшем уровне изделий, которые здесь предстоит выпускать, причем в более короткие сроки, чем прежде», — сказал помощник президента РФ.
После завершения работ две части судозавода соединят железнодорожные линии, что тоже скажется на развитии мощностей предприятия. Общая площадь верфи превысит к тому времени 25 тыс. кв. метров. Завод будет состоять из пяти производственных и двух административных корпусов, он будет иметь крупный эллинг длиной 144 метра и шириной 158,5 метра. И сможет выпускать до десяти крупных судов в год.
Читайте также:
Флагман в бассейне. В Петербурге провели испытания модели НЭС «Иван Фролов»
«Конвейер» для мастеров. Петербургские верфи модернизируют усилиями ОСК
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7831) от 22.01.2025 под заголовком «Цифровая верфь с «нервной системой»».
Комментарии