Судостроение остаётся одной из самых перспективных для трудоустройства отраслей

По приблизительным оценкам, вплоть до 2033 года российской судостроительной отрасли потребуются около 60 тысяч новых сотрудников самых разных профессий. Причем это случай, когда за работу хорошо платят, а трудиться можно на предприятиях не только в Петербурге, но и в других регионах страны — опытных специалистов с удовольствием примут и в Калининграде, и на Дальнем Востоке.

Судостроение остаётся одной из самых перспективных для трудоустройства отраслей | В этой отрасли высококвалифицированный рабочий сейчас может зарабатывать в 1,5 – 2 раза больше, чем инженер или управленец./ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

В этой отрасли высококвалифицированный рабочий сейчас может зарабатывать в 1,5 – 2 раза больше, чем инженер или управленец./ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Спрос растет

По итогам первого полугодия 2024‑го отрасли уже понадобились более 10 тыс. работников. И спрос со стороны работодателей продолжает увеличиваться.

Так, согласно оценке аналитиков hh.ru, если в первом квартале года в целом по стране в машиностроительной сфере было открыто более 34 тыс. вакансий, из которых на судостроение пришлось около 4,5 тыс., то во втором из 45,7 тыс. «машиностроительных» более 5,7 тыс. вакансий были размещены именно в этом отраслевом секторе.

Общую тенденцию подтверждают и региональные показатели. В частности, если в целом по РФ спрос на работников судостроения за год вырос на 5 %, в Северной столице число новых рабочих мест в отрасли в течение первых шести месяцев 2024‑го возросло на 20 %, в Ленобласти — на 27, в Калининградской области — на 17, а в Мурманской — на 5 %.

Какие предприятия активно набирают персонал? Скорее можно сказать, какие из них его не ищут… Кадры нужны практически всем профильным компаниям Петербурга (включая Кронштадт), заводам в Калининграде, Находке и Архангельске, а также множеству иных, разрабатывающих и производящих оборудование для судостроительного сектора российской промышленности. В т. ч. и высокотехнологичное, ориентированное на импортозамещение.

Кого приглашают

В первую голову судостроительной отрасли в большом количестве требуются сборщики корпусов судов и судовые сварщики, монтажники и токари, а также трубопроводчики, электромонтажники, инженеры-конструкторы и инженеры по пусконаладке оборудования.

Заходим, к примеру, на интернет-ресурс петербургского Балтийского завода. И видим: соискателей ищут более чем по 20 рабочим профессиям. Причем одних только токарей разных специализаций (валовик, карусельщик, расточник) требуется несколько. Зарплата? Специалисту 4 – 6‑го разрядов обещают 120 тыс. рублей в месяц. ИТР? Множество предложений для разных инженерных специализаций, а также для экономистов, мастеров, начальников участков и представителей других профессий. Профессии нет вообще, но есть желание трудиться в судостроении? Прямо на производстве ее можно освоить с помощью системы ученичества/наставничества: токаря-карусельщика и сборщика корпусов металлических судов здесь обещают обучить, что называется, не отходя от кассы, Невский судостроительно-судоремонтный завод, «Адмиралтейские верфи». А также другие профильные предприятия по всей стране — везде кадровая картина примерно одинакова: требуются все и в большом количестве.

Отрасль сейчас характеризуется и тем, что она активно приглашает на работу не только представителей традиционных для нее специализаций (сварщики, сборщики, инженеры, токари и др.), но и профессионалов во множестве других. Включая программистов, финансистов, логистов. И даже преподавателей. А поскольку спрос на них высок и в других секторах экономики, компании-работодатели изменили и условия трудоустройства, и требования к кандидатам. Например, в этом году они на 17 % увеличили число вакансий для начинающих специалистов с опытом до года, для части офисных работников доля удаленки в судостроении возросла на 20 %, а количество рабочих мест для вахтовиков увеличилось сразу на 45 %. В этой связи у обладателя нужной отрасли профессии выбор в настоящее время максимально велик: он может работать как в родном городе, так и за его пределами за те деньги и по тому графику, которые его устраивают в наибольшей мере.

Причем если раньше в отрасли, как правило, были заняты мужчины, теперь в ней вовсе не против трудиться и дамы. По сведениям hh.ru, сейчас в судостроительном секторе на женщин приходится более трети резюме (36 %). В основном они претендуют на управленческие и другие должности, предполагающие наличие высшего образования. И работодатели не против, поскольку зарплатные запросы соискательниц в судостроительной сфере заметно ниже мужских. Женщины в среднем запрашивают доход на уровне 60 тыс. рублей, тогда как мужчин интересуют деньги не ниже уровня 75 тыс.

Уровень зарплат

Эксперты отмечают: по темпам роста доходов судостроение вполне может соревноваться с такими конкурентами, как IT-сфера и нефтегазовый сектор, поскольку за последний год они возросли в отрасли примерно на 15 – 20 %.

Средняя отраслевая оплата труда превышает 81 тыс. рублей. Однако в целом ряде случаев (особенно для представителей дефицитных рабочих профессий) эта величина намного больше. В частности, опытным высококвалифицированным операторам станков с ЧПУ, сварщикам, токарям и т. д. запросто могут платить больше 120 тыс. рублей в месяц. Есть высокие зарплаты и для белых воротничков. Причем выиграть в доходах можно и за счет региональных нюансов. Так, на новой большой судостроительной верфи «Звезда» в Приморье грамотным специалистам могут предлагать как большую зарплату, так и целый ряд льгот.

Впрочем, и в Петербурге сотрудники крупных отраслевых предприятий в социальном плане не обижены. На «Адмиралтейских верфях», к примеру, в предоставляемый работникам предприятия социальный пакет входят заводские базы отдыха на Карельском перешейке и детский оздоровительный лагерь в Сиверском, а также возможность получать услуги в одном из лучших в городе медицинских центров. Причем все виды сервиса сотрудники верфи могут иметь на льготных условиях: скидки адмиралтейцам и членам их семей на отдых, например, достигают 70 %. Что, согласитесь, является весомым плюсом к зарплате. Хотя и здесь профессионалам платят сполна: заработок высококвалифицированного станочника, в частности, может превышать и 200 тыс. рублей.

Зарплата в сфере судостроения (тыс. рублей)

photo_5341396246599952008_y.jpgИсточник: hh.ru

Работникам судостроительных предприятий сейчас нередко предлагают не только высокую зарплату, но и комплекс мер поддержки в социальной сфере, способный существенно облегчить жизнь.

Читайте также: 

Сложнее пареной репы. Профессия сборщика заказов бьёт рекорды востребованности

Не успевают за спросом. Потребность в выпускниках ссузов растёт быстрее темпов их подготовки

#профессия #судостроение #трудоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (7730) от 20.08.2024 под заголовком «К зарплате добавляют льготы».


Комментарии