Судьба дореволюционного постоялого двора в Рыбацком остается неопределенной

Одному из редких осколков дореволюционной застройки Рыбацкого — постоялому двору на берегу Невы — суждено уже много лет стоять в руинах. Чиновники сетуют на свое бессилие: наследники не оформили права собственности, а понудить их никто не может.

Судьба дореволюционного постоялого двора в Рыбацком остается неопределенной | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Двухэтажный дом с мезонином на Рыбацком проспекте, 5, близ реки Мурзинки был построен в первой трети XIX века. С начала 1990‑х постройка числится региональным памятником архитектуры под названием «Постоялый двор», хотя сами рыбчане называют ее Зотовым домом, поскольку здание до революции принадлежало крестьянам Зотовым. На протяжении многих лет памятник разрушается и фактически превратился в руины. Нередки обрушения; одно из них очевидцы засвидетельствовали в 2021 году. В итоге домик с тянущимися к небу полуобвалившимися стенами выглядит чубатым.

Власти обсуждают судьбу Зотова дома много лет. Еще в 2012 году тогдашний градоначальник предложил использовать объект для социальных нужд Невского района. В свою очередь районная администрация задумала тут музей. Однако до реализации дело так и не дошло, даже противоаварийных работ проведено не было.

В администрации Невского района сетуют, что причина — в неразрешимых имущест­венных вопросах. Дело в том, что городу в Зотовом доме принадлежит только около 74 % долей. Еще 15 % владеет некое физлицо. А права на 11 % не зарегистрированы. По словам чиновников, эти 11 % должны быть у наследников Зотовых, но они никуда не обращаются, а «механизм понуждения собственников к регистрации права их собственности отсутствует».

И тем не менее какие-никакие работы обещают: на 2026 год запланирована консервация. В чем она будет заключаться, не уточняется. Под ней может пониматься, например, создание саркофага над зданием, чтобы осадки не продолжали разрушать кирпичную кладку. Впрочем, как писали «Санкт-Петербургские ведомости», консервация не гарантия сохранности памятников: в нынешнем году из‑под саркофага «испарился» дом Змигродского на улице Андреева, 3, в Сестрорецке — его полностью разобрали («Пустырь Змигродского» в номере от 1.10.2025).

Надо заметить, что существуют примеры временного использования руин. Так, в выгоревшей кирхе на Кирочной улице, 8, уже не первый год действует культурный центр, который посещают массы людей. Экспонаты там стоят прямо на фоне стен, покрытых копотью, но никого это не отпугивает, скорее, на­оборот. А в карельском городе Лахденпохье пошли дальше. Там лютеранская церковь прихода Яккима 1850 года постройки тоже пострадала от пожара, и с 1977 года это лишь эффект­ные руины — периметральные краснокирпичные стены без крыши. Пока лахденпохцы обращались в разные инстанции с просьбой восстановить главную городскую достопримечательность, нашлись люди, кто в 2019 году открыл здесь музей «Город ангелов» под вынужденно открытым небом. Его экспонаты — деревянные скульптуры, выполненные европейскими и российскими мастерами.


#здание #архитектура #руины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 6 (8071) от 19.01.2026 под заголовком «Зотовы руины».


Комментарии