Судак приходит под вечер

Инструктаж экипажей был коротким, спасатели заняли места в «хивусах» – судах на воздушной подушке, и мы помчались по льду Невской губы. Подледная рыбалка в этом году в акватории Невы разрешена до 28 марта, но сотрудники Поисково-спасательной службы, подведомственной комитету по правопорядку и безопасности города, остаются начеку: они приходят на помощь чуть ли не ежедневно.

Судак приходит под вечер | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В субботу утром выезд был не по тревоге, спасатели проводили профилактический рейд: на вторую половину дня получено штормовое предупреждение.

– Задача – проинформировать рыбаков и лыжников о неблагоприятном явлении. Как вы помните, человеческая жизнь бесценна, – так напутствовал экипажи заместитель руководителя службы Юрий Данчук.

Ледовые поля вблизи города порой напоминают многолюдную улицу: туда-сюда снуют лыжники, кто-то тренируется в езде под парусом, но основная часть ледовых аборигенов, конечно же, рыбаки. Кучкуются они в облюбованных местах только по им ведомым признакам. Первая точка скопления людей с удочками – напротив строящегося футбольного стадиона на Крестовском острове.

– Так здесь же яма и течение хорошее, – объяснил Денис Куц, который рыбачит с тех пор, как себя помнит, утверждает, что с четырех лет. – Пришел в девять часов, а уйду уже затемно, бывает, что судак приходит под вечер.

Но пока в рыбацком ящике Дениса пусто. Спасателей в ярких красных костюмах рыбаки не пугаются, знают, что лов сейчас разрешен. Да и лед, судя по высверленным лункам, толстый – не менее 25 сантиметров. Тем не менее выезд на лед на машинах воспрещается в любом случае – по экологическим причинам и безопасности тоже.

– Это прекрасно, что в нынешнем году лов разрешен почти до конца марта, такое редко бывает, – рассуждает рыбак. – А когда наступит запретный период, будем бегать от полиции. Без рыбалки свою жизнь не представляю.

Едем дальше, следующая точка скопления народа – напротив Лахты. Здесь лов идет более успешно, кстати, удят на балансир – маленькую яркую искусственную рыбку. Если поддернуть леску, она крутится, привлекая подледных хищников.

– Корюшку не ловлю, жена ее разлюбила. Да она здесь и не водится – только за дамбой, – рассказывает рыбак с 50-летним стажем Виктор Гусев. Его добыче можно позавидовать – три судачка, большой окунь и лещ, тоже немаленький.

Сотрудники спасательной службы обходят людей у лунок, сообщают о штормовом предупреждении. Раздают листовки, в которых рассказывается, куда звонить в экстренных случаях, а также, что в городе развернута сеть спасательных станций (11 из них на берегах Невской губы, другие на внутренних водоемах – на Разливе в Сестрорецке, озере Безымянном в Красном Селе и прочих реках и озерах). Изложены в листовке и правила безопасности на льду, а еще – как действовать, если все же провалился под лед.

В принципе информация небесполезная: только в последнюю неделю с отколовшейся льдины были сняты девять рыбаков в Красносельском районе, еще пятерым оказали помощь на заливе. Но те, кто выходит из года в год на подледный лов, люди довольно опытные, а еще – привыкшие к опасности. Наивно думать, что с помощью листовки можно изменить их привычки. С другой стороны, все же полезно иметь под рукой телефон экстренной службы.

Следующий объект, к которому устремились аэросуда, – полынья в районе Лисьего Носа. Как объяснили спасатели, образовалась она от местной ТЭЦ, которая сбрасывает теплые воды. Здесь рыбаки сидят с удочками, закидывая их прямо в открытую воду. Ловится только лещ, но рыбалка идет хорошо, почти никто не уходит без добычи. Сотрудники в красных жилетах замерили толщину льда у края полыньи. 12 сантиметров – это неплохо: если не собираться толпой, лед не провалится.

– Кроме профилактических бесед главная наша задача – вести мониторинг ледовой обстановки, – рассказывает водитель одного из «хивусов» Сергей Васючков. – Замеряем толщину льда, определяем его рыхлость, изучаем, где проходят трещины, разломы. Все это необходимо для прогнозирования возможных отрывов льдин и предупреждения провалов.

Один из «хивусов» прокатился вдоль полыньи, демонстрируя возможности преодолевать не только ледовые, но и водные пространства. Судно замечательное – чрезвычайно маневренное и быстроходное. Не прошло и 15 минут, как мы от Лисьего Носа добрались до Центральной спасательной станции, что на Морской набережной Васильевского острова. Экипажи пришвартовали свои аэросуда до следующего выезда – вновь профилактического или уже по тревоге.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (5395) от 10.02.2015.


Комментарии