Подготовка к строительству железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой практически завершилась

Финансово-экономическая модель строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Петербургом и Москвой практически готова и будет представлена уже в уходящем году, об этом на днях сообщили в Минтрансе России. Между тем подготовка к трассировке нового железнодорожного пути уже ведется. Губернатор Северной столицы подписал несколько постановлений, по которым участки на четырех улицах передаются РЖД в аренду для строительства объектов ВСМ.

Подготовка к строительству железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой практически завершилась  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Сегодня мы находимся на этапе структурирования формирования финансово-экономической модели, определения организационно-правовой формы реализации проекта. Чтобы в ближайшее время, до конца декабря, предложить финальные доработанные материалы по финансированию и срокам», — заявил директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса Александр Федорчук.

Ранее сообщалось, что одним из возможных вариантов финансирования проекта рассматривается привлечение до 580 миллиардов рублей из Фонда национального благосостояния России. Общие инвестиции в строительство ВСМ оцениваются в 1,7 триллиона рублей.

Напомним, впервые проект высокоскоростной железнодорожной магистрали между столицами стали обсуждать в конце 1980‑х годов прошлого столетия. Хотя необходимость скоростных пассажирских перевозок между двумя крупнейшими мегаполисами страны осознавалась еще раньше.

— Идея создания высокоскоростной железнодорожной связи между столицами прорабатывалась с 1960-х годов. Тогда старались запустить скоростные поезда по уже существующим железнодорожным путям: в расписании подбиралось окно для пропуска скоростного поезда, прорабатывался режим светофоров. Однако ни к чему хорошему это не привело. Существующие коммуникации не были готовы к скоростному движению, приходилось постоянно их ремонтировать. Как результат — пришли к выводу, что для высокоскоростных перевозок нужно строить отдельную магистраль, — пояснил эксперт редакции по транспортному строительству профессор Виталий Зенцов.

И проект новой железной дороги был разработан. В 1992 году для строительства скоростной трассы между Петербургом и Моск­вой создали российское акционерное общество «Высокоскоростные магистрали». Институтом «Ленгипротранс» был проработан проект трассы: она должна была пройти параллельно существующим путям на расстоянии 30 – 50 км с отклонением в сторону Великого Новгорода. Для приема поездов в нашем городе отвели место: на Лиговском проспекте был вырыт котлован для закладки фундамента нового железнодорожного вокзала. Теперь на этом месте стоит известный торговый комплекс.

Несмотря на отрицательный первый опыт в создании ВСМ, идея строительства скоростных путей, конечно же, не могла уйти в небытие. Впоследствии к ней возвращались не раз. В 2010 году была проведена презентация новой ВСМ протяженностью 660 км, временем в пути 2,5 часа и скоростью до 400 км/час. Однако реализация и этого проекта была отложена.

Новое возвращение к идее строительства скоростных железнодорожных путей произошло в 2019 году. В правительстве РФ заявили о разработке проекта по сооружению магистрали скоростного движения от Москвы до Казани. Тогда руководитель Совета по транспортным проблемам при Санкт-Петербургском научном центре РАН Олег Белый высказал мнение на страницах нашей газеты, что строить скоростные железные дороги в России, конечно же, надо, но первая такая магистраль должна быть построена между столицами.

— Любой крупный транспортный проект необходимо рассматривать комплексно, оценивать, как на него будет реагировать вся система. Деловые связи между двумя столицами наиболее интенсивные, а значит, из чисто экономических раскладок следует, что в первую очередь ВСМ востребована между Петербургом и Москвой. Причем наш город стоит на первом месте, так как в будущем эта магистраль должна стать начальным участком крупных скоростных транспортных коридоров, в том числе международных: Север — Юг, Запад — Восток. В любом случае строить первую скоростную магистраль именно между этими городами — наилучшее решение. Другой важный аспект — новая магистраль освободит действующую железную дорогу для перевозки грузов, что значительно ускорит их доставку. А это дает заметные экономические выгоды для производителей товаров, — считает профессор Олег Белый.

Поправку в развитие скоростного железнодорожного движения в стране внес глава государства Владимир Путин, определивший, что первой ВСМ в стране должна стать именно дорога между Петербургом и Москвой. Минувшим летом на совещании в правительстве по развитию скоростного железнодорожного сообщения в стране президентом РФ был озвучен проект ВСМ между двумя столицами и названо основное его достоинство: время в пути между Петербургом и Москвой для пассажиров уменьшится с сегодняшних 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут. По итогам совещания по проекту ВСМ была сформирована рабочая группа с участием специалистов Минтранса, органов исполнительной ­власти, организаций, представителей регионов.

Как уже сказано, сегодня в Минтрансе заканчивается отработка финансовой модели проекта, при этом на местах уже готовятся к его реализации. Проект ВСМ Петербург — Москва предполагает прохождение магистрали через шесть регионов — Москву, Мос­ковскую область, Тверь, Великий Новгород, Ленинградскую область и Петербург. Как заявляют в правительстве, практически все регионы готовы предоставить налоговые льготы, при этом ОАО «РЖД» уже ведет проектирование инфраструктурных объектов магистрали. Кроме того, для новой дороги потребуется современный подвижной состав, и в России идет работа по созданию новых высокоскоростных поездов.

Если говорить об инфраструктурных проработках, то в Петербурге «РЖД» получит в аренду земельные участки на улицах Софийской, Салова, Самойлова и в 1‑м Рыбацком проезде. Для каждого участка прописаны инвестиционные условия реализации на них инфраструктурных проектов. Планируется также строительство нового вокзала вблизи Лиговского проспекта — на участке между Атаманской улицей и нынешним торговым комплексом на Лиговском. Новое развитие получит территория Обухово, где по проекту предусматривается еще одна остановка поездов ВСМ с привязкой к метрополитену. В пределах Моск­вы на будущей скоростной трассе проектируются три остановки.

— Для скоростной магистрали особенно важно, чтобы пассажиры доставлялись не куда‑то на окраины, а в самый центр мегаполиса. В этом одна из главных сложностей проекта. По территории города состав не может двигаться с очень большой скоростью, к платформам остановок он подходит как обычный поезд. И это требует точного расчета, чтобы не допустить больших потерь времени, технические характеристики поездов должны соответствовать таким условиям, — отметил эксперт Виталий Зенцов.

Модель нового высокоскоростного поезда в «РЖД» планируют представить уже в 2027 году. Запуск движения по высокоскоростной ­магистрали Петербург — Москва пока относят к 2030‑му.

#магистраль #строительство #столицы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (7568) от 19.12.2023 под заголовком «Две столицы — один путь».


Комментарии