Строительство высокоскоростной магистрали между двумя столицами снова рассматривается в планах

О необходимости высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Петербургом и Москвой говорят уже не один десяток лет. Причем инициатива по ее созданию исходила от нашего города, свидетельством чему был огромный котлован на Лиговке у Московского вокзала, пока в 2010 году на этом месте не появился известный ныне торговый центр. Первая попытка создания ВСМ не удалась, но теперь будет вторая. О необходимости строительства скоростной железной магистрали Москва — Петербург заявил президент РФ.

Строительство высокоскоростной магистрали между двумя столицами снова рассматривается в планах | ФОТО Ивана ШАПОВАЛОВА/ТАСС

ФОТО Ивана ШАПОВАЛОВА/ТАСС

Владимир Путин назвал два сущест­венных преимущества, которые обеспечит новая высокоскоростная железнодорожная магистраль. «Время в пути между Санкт-Петербургом и Москвой для пассажиров уменьшится с сегодняшних 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут. Между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут, а между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом — 29 минут вместо сегодняшних 3 часов 10 минут», — отметил президент, открывая на прошлой неделе в столице движение по новой ветке наземного метро. Другой важный аспект — будущая магистраль между Москвой и Петербургом освободит действующую железную дорогу для перевозки грузов, что значительным образом ускорит их доставку и сулит заметные экономические выгоды для производителей товаров.

Впервые проект высокоскоростной железнодорожной магистрали между двумя крупнейшими городами страны стали обсуждать еще в советские времена, в конце 1980‑х.

— В Ленинграде была проведена конференция, где обсуждались все аспекты создания высокоскоростной железнодорожной магистрали. Эту идею инициировали в Ленгор­исполкоме, всемерно поддержал ее первый заместитель министра путей сообщения СССР Геннадий Фадеев, тоже выходец из нашего города, до этого он был начальником Октябрьской железной дороги. В 1992 году для строительства скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом было создано российское акционерное общество «Высокоскоростные магистрали», в институте «Ленгипротранс» подготовили проект трассы: она должна была пройти параллельно существующим путям на расстоянии 30 – 50 км с отклонением в сторону Великого Новгорода, — вспоминает многолетний эксперт «Санкт-Петербургских ведомостей» Олег Белый, который в те времена возглавлял Институт проблем транспорта РАН.

Несмотря на известные проблемы в экономике страны в 1990‑е годы, высокоскоростную магистраль начали строить. В соответствии с веяниями того времени, предполагалось, что новая железная дорога как бизнес-проект будет частной, в том числе с частным вокзалом в Петербурге. Для него был отведен земельный участок в непосредственной близости от Московского вокзала. Однако строительство остановилось на уровне земельной выемки глубиной несколько метров. С середины 1990‑х на несколько лет огромная яма на Лиговском проспекте, кое‑как огороженная бетонным забором, стала далеко не самой презентабельной визитной карточкой города и объектом многочисленных шуток у петербуржцев. Лишь во времена губернаторства Валентины Матвиенко, при ее непосредственном участии, проблему с владельцами земельного участка удалось решить. На месте ямы в центре Петербурга появился один из крупнейших в городе торгово-развлекательных центров.

— Для скоростной магистрали требовался также подвижной состав с совершенно другими характеристиками, чем у существующего. Известному в городе конструкторскому бюро заказали разработку модели скоростного поезда, и он был создан — проект «Сокол». Однако в дальнейшем состав не прошел технологические испытания, — вспоминает профессор Олег Белый.

Хоть первый опыт создании ВСМ и получился неудачным, идея строительства скоростных путей между двумя столицами, конечно же, не могла уйти в небытие. В 2010 году была проведена презентация новой ВСМ, на которой были озвучены предполагаемые характеристики: протяженность — 660 км, время прохождения — 2,5 часа, скорость — до 400 км/ч, объемы перевозок — до 42 пар поездов в сутки и до 14 миллионов пассажиров в год. Однако реализация и этого проекта была отложена.

Теперь президентом озвучена задача развития высокоскоростного железнодорожного движения в стране сразу по нескольким направлениям. На данный момент в России нет ни одной железной дороги, специально предназначенной для высокоскоростного движения, когда поезд может набрать скорость более 250 км/ч. И этот существенный недочет должен быть исправлен, по словам президента, скоростные магистрали нужно строить в разные точки страны — от Моск­вы в Петербург, к Уралу, в Казань, Луганск и Донецк, в Адлер.

Должно быть востребованным и минское направление — Владимир Путин планирует обсудить этот вопрос с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.

И все же первой такой железнодорожной магистралью России должна стать, как изначально и задумывалось, трасса Москва — Петербург. Проект уже рассматривали в РЖД, по прикидкам специалистов высокоскоростные поезда будут делать в пути 12 остановок, в том числе в Великом Новгороде и Твери. В проектных структурах РЖД уже занимаются созданием высокоскоростного поезда для магистрали, его обещают представить в 2027 году.

Железнодорожный транспорт для России, как самой большой по территории страны в мире, — системообразующий, он занимает особое место в транспортной инфраструктуре. При наших расстояниях без высокоскоростных дорог мы обходиться просто не можем. С точки зрения потребления энергоресурсов железнодорожные перевозки наиболее экономичны. А если сравнивать с воздушным транспортом, то себестоимость проезда пассажира на скоростном поезде в два раза меньше, чем на самолете. При том, что по времени, с учетом дороги до аэропортов, скоростные железнодорожные магистрали, в частности между Петербургом и Москвой, воздушным перевозкам уступать не будут. Высокоскоростное движение также приведет к укреплению межрегиональных связей и даст толчок к экономическому росту, — считает руководитель Совета по транспортным проблемам при Санкт-Петербургском научном центре РАН Олег Белый.


#магистраль #проект #поезд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (7484) от 22.08.2023 под заголовком «До отправления осталось…».


Комментарии