Стресс-тест мундиаля

Темой главной панельной дискуссии прошедшего на днях в северной столице международного инновационного форума пассажирского транспорта стал, как ни странно, футбол. Российские и зарубежные специалисты по перевозкам обсуждали, что принесет чемпионат мира 2018 года инфраструктуре городов-организаторов и как сделать, чтобы петербургская транспортная система прошла грядущий стресс-тест успешно и с пользой для себя.

Стресс-тест мундиаля | ФОТО carlos-castilla/shutterstock.com

ФОТО carlos-castilla/shutterstock.com

В том, что 11 российским городам – временным «футбольным столицам» – предстоит пережить целую серию стрессов, никто не сомневается. Первое и самое легкое испытание на прочность пассажирского транспорта Петербурга – жеребьевка предварительного турнира мирового футбольного первенства 2018 года, которая пройдет 25 июля нынешнего года в Константиновском дворце (1,5 тыс. официальных лиц и около 700 журналистов). Второе – матчи Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Это будет уже по-настоящему масштабная обкатка, однако со своей спецификой. 80% болельщиков, как правило, жители страны – хозяйки чемпионата, они более-менее равномерно расселятся в отелях Петербурга. И, наконец, сам чемпионат: более 3,2 миллиона любителей футбола с билетами на матчи, около 10 млн участников футбольных фестивалей, огромное количество иностранцев, проживающих на базах чемпионата. С учетом вместимости петербургского главного стадиона (68 тысяч зрителей) и стандартным двухчасовым периодом его заполнения получаем примерно 100-тысячный концентрированный пассажиропоток в одном направлении перед игрой и после нее. Точно спланировать время и масштабы перемещений этих масс болельщиков невозможно: расписание игр зависит от результатов жеребьевки и итогов матчей чемпионата.

При этом вводные данные (и прежде всего по количеству дорог с твердым покрытием) у нас не самые простые. Например, в Бразилии, где прошел последний мундиаль, на один автомобиль приходится 150 кв. м асфальта. В 12 европейских городах, в которых, как и у нас, в 2020 году состоятся игры чемпионата Европы, – около 100. В Петербурге в зависимости от района – от 28 до 40 «квадратов», в центре Москвы и вовсе только 20...

«Чемпионат мира по футболу 2018 года будет мощнейшим стресс-тестом для национальной и городских транспортных систем, – подчеркнул в своем выступлении на форуме председатель общественного совета Министерства транспорта РФ Михаил Блинкин. – Чтобы его пройти, городам-организаторам придется принимать поистине драконовские меры к своим автомобилистам. Но это не слишком сладкое лекарство даст замечательный эффект. В наследство от мундиаля этим городам останутся очень хорошие транспортные модели».

На подготовку транспортной инфраструктуры Петербурга к футбольному стресс-тесту из федерального бюджета будет выделено 19,8 млрд рублей. Эти деньги целевые – 14 миллиардов уйдет на строительство Невско-Василеостровской линии метрополитена от станции «Приморская» до «Улицы Савушкина» (включая «Новокрестовскую») и 5,8 млрд рублей – на сооружение путепроводной развязки на пересечении Дунайского проспекта с Пулковским шоссе, благодаря которой дорога от аэропорта до нового стадиона займет у болельщиков всего 24 минуты.

Кроме того, для нормального проведения ЧМ-2018 Петербургу нужно создать сеть выделенных полос для общественного транспорта (а к ним, соответственно, остановочные карманы, компенсирующие полосы для других машин и парковки), построить два новых автовокзала у станций метро «Парнас» и «Купчино» (пассажиропоток 18 тыс. человек в сутки, стоимость – 2,8 млрд рублей), расширить набережную Макарова от Тучкова моста до средней части ЗСД со съездом с диаметра на Васильевский остров, реконструировать еще несколько набережных, соорудить мосты над Смоленкой, Малой Невой и в створе Яхтенной улицы, подготовить Балтийский, Витебский, Ладожский, Московский, Финляндский железнодорожные вокзалы и пассажирский порт «Морской фасад»...

Специально к чемпионату мира город приобретет 65 автобусов большой вместимости и 396 новеньких вагонов для Невско-Василеостровской линии метрополитена. В рамках подготовки транспортной инфраструктуры Петербурга к мундиалю весь городской общественный транспорт планируется оснастить системой MasterCard PayPass, которая позволяет владельцу карты MasterCard PayPass и Maestro PayPass безопасно оплачивать проезд, поднеся ее или другие устройства с этой технологией (мобильный телефон, часы, брелоки, стикеры) к считывающему терминалу. На остановках появятся табло, сообщающие о времени прибытия транспорта, в салонах – аудио- и видеоинформирование на двух языках... Большая часть усовершенствований и сервисов заработает до начала ЧМ-2018.

Впрочем, миллиардные стройки и многомиллионные покупки не самое главное из будущих «футбольных» приобретений города. «Очень хорошая транспортная модель» – это прежде всего глубокая продуманность дорожного режима, точнейшая согласованность работы всех перевозящих пассажиров единиц техники и централизованный автоматизированный контроль движения и диспетчеризации. Чтобы организовать такой контроль, нужно провести огромную работу: оценить пропускную способность всех видов городского транспорта, обнаружить узкие места и придумать, как «расшить» их, разработать основные и резервные маршруты делегаций и автобусов-шаттлов, схемы движения к стадиону на Крестовском острове и другим объектам мундиаля, подготовить схемы размещения парковок, разработать систему информирования для жителей Петербурга и гостей...

Аукцион на разработку транспортных планов проведения Кубка конфедераций 2017 года и чемпионата мира по футболу 2018 года с начальной ценой контракта 29,99 млн рублей состоится в ближайшие дни. Весь комплекс необходимых логистических мероприятий должен быть разработан к 1 июня 2016 года. Еще раньше – 1 июля 2015-го – Петербург обязан представить в недавно сформированную в Москве транспортную дирекцию чемпионата мира по футболу в Российской Федерации-2018 согласованный предварительный план управления перевозками на период проведения Кубка конфедераций и мундиаля. Руководить подготовкой к чемпионату мира и мониторить ход всех работ в северной столице будет региональный оргкомитет, созданный распоряжением городского правительства.

Приступая к этой непростой работе, чиновники Смольного очень надеются на опыт петербургского «Пассажиравтотранса», славно поработавшего в прошлом году на Сочинской олимпиаде. Кстати, вдобавок к бесценному опыту это предприятие получило еще и сотню новеньких олимпийских автобусов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5471) от 03.06.2015.


Комментарии