Стратегическая встреча: обсуждение перспектив аэрокосмических систем
Минувший форум «КосмоСтарт» известен популяризацией космонавтики, но были события и узкоспециальные. В Санкт-Петербургском государственном университете аэрокосмического приборостроения (ГУАП — организатор форума) собрались представители ведущих предприятий отрасли, в том числе АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева, НИИ «Субмикрон», Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, Государственного НИИ авиационных систем (ГосНИИАС), НИИ командных приборов, ЦНПО «Ленинец». Это была вторая встреча консорциума «Аэрокосмические системы нового поколения». Обсуждались «Перспективные бортовые вычислительные сети» — так назывался «круглый стол». Мы задали вопросы его ведущему Валентину ОЛЕНЕВУ, зав. кафедрой аэрокосмических компьютерных и программных систем ГУАП, директору Центра аэрокосмических исследований и разработок.
ФОТО John Schnobrich on Unsplash
— На «круглом столе» говорили о «бесшовном небе», что это такое?
— Принцип «бесшовного неба» состоит в том, что летательные аппараты (дроны, самолеты, аэростаты, космические аппараты любого класса), которые находятся на разных высотах, движутся на разных скоростях и в различных направлениях, находятся как бы в одном информационном пространстве. Они могут друг друга идентифицировать, обмениваться данными, пользоваться друг другом как промежуточными станциями хранения и передачи информации. Таким образом все воздушное и безвоздушное пространство становится «бесшовным» — единым, не имеющим разграничений по высотам.
— Технологии для «бесшовности» внедряются с трудом. Почему?
— Есть много факторов. Это и нормативная база (нет соответствующих ГОСТов и норм для новшеств), и отсутствие многолетнего опыта использования, и боязнь внедрения нового, непроверенного. Хотя — откуда возьмется этот опыт, если не внедрять?!
Но часто причина и в том, что просто нет времени на эксперименты, на замену оборудования. Поэтому предпочтение отдается тому, что уже давно сделано, проверено, специалисты умеют и знают, как настраивать и так далее. «Пусть будет хуже, но зато точно работает».
— Какие разработки вы считаете перспективными?
— Мы в рамках «круглого стола» больше затронули технологии SpaceWire/SpaceFibre. Это новые стандарты обмена данными между устройствами внутри космических аппаратов, самолетов и тому подобного. От используемых сейчас технологий они отличаются скоростями передачи (в сотни и тысячи раз), количеством поддерживаемых устройств, надежностью передачи.
Их внедрение позволит отечественным летательным аппаратам хранить больше информации, передавать более высококачественные снимки, потоковое видео, мгновенно реагировать на нештатные ситуации, перестраивать свою конфигурацию в зависимости от внешних условий: эффективно менять настройки так, чтобы выполнять другие задачи или фокусироваться на более важных. А иногда и отключать часть оборудования, переводить его в другие режимы работы.
Все это заложено в концепцию сетевой инфраструктуры летательных аппаратов России, или, по аббревиатуре, «СИЛА России» — ее сейчас разрабатывает ГУАП.
— Специалисты много говорили про элементную базу — насколько сильно эта сторона тормозит развитие отечественных технологий?
— Это один из очень важных факторов. Создание элементной базы — длительный процесс, занимает от трех лет. Индустрия не готова говорить об использовании технологии, пока в руках нет реальной платы, с которой можно поэкспериментировать или которую уже можно использовать в проекте.
Но мы предлагаем технологии, которые уже подкреплены практикой, просто далеко не все знают, что они существуют, их можно использовать. Одна из целей создания консорциума — как раз популяризировать их, освещать вопросы аппаратной реализации, приводить реальные примеры использования.
— Что важного по итогам дискуссии вы бы отметили?
— Самое важное — то, что это была всего лишь вторая встреча. Мы в начале большого пути. Видно, что у индустрии есть интерес, приходят новые организации. И приходят не только послушать: они используют нашу площадку, чтобы поделиться идеями, найти партнеров. ГУАП может сыграть решающую роль в развитии бортовых сетей отечественных летательных аппаратов. У нас большой и всеми признанный опыт в этой части.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (7560) от 06.12.2023 под заголовком «Небо без швов».
Комментарии