2Vtzqv4Hz9U

Сто переправ под крышей. В Петербурге открылся Музей мостов

Коллекции этого нового городского музея, открывшегося на днях в Мучном переулке, уже больше двух веков. А самый «возрастной» экспонат и того старше: пятиметровая ажурная модель деревянного моста датируется 1762 годом. Это творение швейцарского инженера Альдона вместе с еще шестью десятками моделей и прочими экспонатами празднуют нынче долгожданное новоселье: они наконец обрели современную музейную площадку в центре Петербурга и стали доступными для широкой публики.

Сто переправ под крышей. В Петербурге открылся Музей мостов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Не имеющая аналогов в мире коллекция моделей переправ ведет свою историю с Модельного кабинета института Корпуса инженеров путей сообщения, созданного в 1813 году. С 1862-го он существует уже как «музеум», открытый для посетителей, с 1987-го - как Центральный музей железнодорожного транспорта (ЦМЖТ). В 90-х годах минувшего века был создан филиал «Отечественное мостостроение».

Разместили уникальные макеты в здании «Мостоотряда-19» в Красном Селе. В этот период своей жизни выставка мостов была скорее хранилищем - коллекцию поддерживали в надлежащем состоянии, но показывали только важным гостям предприятия. Потом оно обанкротилось, здание заселили многочисленные арендаторы, а не так давно его и вовсе выставили на продажу...

О необходимости переезда Музея мостов в Петербурге говорили на протяжении десятилетий, но только нынче город подобрал подходящую для экспозиции площадку в центре.

- В Красном Селе мы занимали 400 квадратных метров, здесь пока освоили 600, но развиваться есть куда, ведь площадь переданного здания - 1,3 тысячи «квадратов», - рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» заведующая научно-исследовательским отделом истории строительства железных дорог и мостостроения Ирина Трунова. - Но главное - мы получили современное музейное помещение.

Пока 65 моделей переправ и пролетных строений из сотни имеющихся в коллекции, а также уникальные документы, акварели, картины, фотоальбомы и чертежи выставлены в четырех залах. В первом - петербургские мосты: Благовещенский, наплавной Исаакиевский, Львиный, Египетский, Пантелеймоновский, Бердов мост, Большой Обуховский, мост-акведук и другие. Всего в коллекции 19 моделей переправ северной столицы. Во втором зале - шоссейные мосты (в том числе два петербургских). Третий раздел посвящен школе отечественного мостостроения. Здесь можно узнать о крупнейших представителях этой школы (Кербедз, Николаи, Передерий, Патон), увидеть в миниатюре образцы творений Бетанкура и Базена. В последнем зале - железнодорожные мосты дороги Петербург - Москва, рассчитанные инженером Журавским. На стене - его формула, которая используется инженерами всего мира до сих пор.

2Мосты2_С.jpg

Деревянные, каменные и металлические, построенные и нереализованные замыслы, сохранившиеся и нет...

Как и русский Кулибин, не сумел в XVIII веке воплотить свою смелую идею инженер Альдон, придумавший деревянный однопролетный мост через Неву длиной 300 метров без единой опоры на дно реки. Мост не построили, зато модель отлично сохранилась до наших дней. Сначала она находилась в Кунсткамере, потом была передана железнодорожному музею. Неподалеку - также нереализованный проект Брауна через реку Нарову...

Очень красивы подвесные мосты: Пантелеймоновский, Египетский, Львиный. Когда-то таких в Петербурге было пять, из них в состоянии подвесного остался лишь один - Почтамтский.

Многие переправы, наведенные в XIX веке, сегодня перестроены до неузнаваемости, так что увидеть их в оригинале можно теперь только здесь, в музее.

Настоящую ценность этих миниатюр (а на самом деле произведений инженерно-прикладного искусства) сегодня определить невозможно. Хотя в прошлом это сделать пытались. Например, на подарке императору Николаю I - модели Николаевского моста через Днепр в Киеве работы Виньоля (середина XIX века) стоит цена 20 тысяч рублей серебром. Огромные по тем временам деньги...

Да и прочие раритеты мало уступают по ценности и редкости моделям. Например, одна из первых литографий Карла Беггрова, изображающая Египетский мост 1826 года. Или уникальные акварели - отчет императору Александру II от ведомства путей сообщения 1880 года, отчеты о строительстве Средне-Сибирской железной дороги, представленные на Парижской выставке 1900 года...

Переезд музея из Красного Села в Мучной переулок длился две недели - с 18 июля по 4 августа. Дело было непростым, ведь большинство экспонатов - очень крупные, неподъемные и при этом невероятно хрупкие. Например, размеры модели Благовещенского моста 1862 года с действующим разводным пролетом - 3,5 на два метра, а макет переправы через Ложетовский ручей в Новгородской губернии с трудом занесли восемь крепких мужчин.

- Упаковывала и перевозила наши экспонаты специализированная фирма от Союза художников, - рассказывает Ирина Трунова. - И машину они заказывали специальную - длиной шесть метров, с климат-контролем, особой амортизацией, хитрыми подъемниками и подвесами. Из Красного Села ехали с особыми предосторожностями, колонной... Зато переехали благополучно, без потерь.

Каждый новый мост - это шаг вперед в мостостроении, обогащающий багаж инженерной школы, говорят музейщики. И потому музейная коллекция постоянно пополняется:

- Недавно мы получили заклепки с Зеленого моста и фрагмент ограды с Синего, а строители передали нам часть ванта недавно открытого моста Бетанкура и фотографии, иллюстрирующие весь ход его сооружения, - рассказывает Трунова.

2Мосты3_С.jpg

Несмотря на то что экскурсии ориентированы пока прежде всего на взрослых, не забыли и о ребятне. Скоро в музее заработает детский центр, готовятся и экскурсии, понятные дошколятам.

- Мы планируем проводить здесь мастер-классы с игровыми заданиями, квесты, дни рождения, - рассказывает старший научный сотрудник музея Анна Костромидина. - То есть постараемся реализовать у себя все то, что успешно внедрено на основной площадке железнодорожного музея.

Уже с 12 октября на третьем этаже, где создано своеобразное лофтовое пространство, откроется первая выставка детского рисунка. Ребята, занимающиеся в студии дизайна «Желтая улитка», рисовали петербургские мосты.

#музеи Петербурга #мосты #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (6535) от 30.09.2019 под заголовком «Сто мостов под крышей».


Комментарии