«Стиляга» на рельсах

В минувшем году в Петербурге появились 186 новеньких автобусов, 22 троллейбуса, 14 трамваев и шесть суперсовременных поездов метро – по шесть вагонов в каждом. Причем далеко не все новинки были оплачены из бюджета. Например, девять трамваев приобретены «Горэлектротрансом» за счет собственных средств.

Также на свои деньги «Пассажиравтотранс» закупил 80 односекционных и 10 двухсекционных автобусов...

Комфортные условия проезда, а также большое количество полезных инноваций, внедренных в транспортную отрасль северной столицы в 2015 году, должны, по всей видимости, как-то примирить пассажиров с повышением стоимости проезда в 2016-м.

«Стиляга» на рельсах | Модернизированные в минувшем году трамваи.ФОТО предоставлено ГУП «Горэлектротранс»

Модернизированные в минувшем году трамваи.ФОТО предоставлено ГУП «Горэлектротранс»

Машины-новички отличаются от своих старших собратьев внешним лоском, некоторыми необычными свойствами и глубокой инновационностью. Например, бегающие по сотому маршруту три «Витязя» – трехсекционные трамвайные вагоны – стопроцентно низкопольные. Интересно устроены четырехосные вагоны Усть-Катавского завода, работающие на маршрутах # 6, 39 и др.: у них двери по обеим сторонам салона, так что они вполне могут при необходимости превращаться в полноценный трамвай-челнок.

Приобретенные автобусы также низкопольные, с откидными аппарелями для инвалидов и с двигателями, как минимум соответствующими экологическому классу Евро-5. Закупленные автобусы на газомоторном топливе вышли на маршруты Московского и Фрунзенского районов. По итогам 11 месяцев года уже 45 автобусов работали на компримированном природном газе, курсируя по маршрутам # 3, 13, 49, 50, 72, 74 и другим. Эта техника соответствует стандарту EЕV – сверх экологически чистые автомобили.

Первый из шести новых составов начал эксплуатироваться на третьей, Невско-Василеостровской (зеленой), линии подземки в середине ноября. Хоть и не без проблем, с годовым опозданием, но Октябрьский электровагоноремонтный завод (входит в группу «Трансмашхолдинг») все же поставил долгожданные новинки, и это стало настоящим подарком к 60-летию метрополитена. Поезда так и назвали – «Юбилейные». Новые вагоны более удобные, тихие, с плавным ходом, оснащены информационными табло, камерами видеонаблюдения и кондиционерами. Один из составов еще и оригинально декорирован – под Эрмитаж, Петергоф...

Но одними покупками транспортная сеть не ограничилась. «Горэлектротранс» модернизировал своими силами и на своей базе 33 трамвайных вагона, еще 14 были обновлены на Октябрьском электровагоноремонтном заводе.

При такой реконструкции от старенького ЛМ68М, выпускавшегося в 1970 – 1980-х годах, знаменитой «Машки», остается только тележка. Корпус, интерьеры, сиденья, оборудование, системы управления, автоматика – все это новое. Проводя модернизацию на базе своего парка, трамвайщики «поиграли» с оформлением и разработали дизайн как в современном стиле, так и в стиле ретро. В одном из вариантов вагон напоминает трамваи 1950-х годов – любимого ленинградцами «стилягу».

Кроме обновления подвижного состава 2015 год принес петербургскому городскому транспорту взрывное развитие всевозможных «электронных» удобств и услуг. Во многом это связано с прошедшим в нашем городе в мае международным инновационным форумом SmartTransport, на котором многие новинки экспонировались, а потом были опробованы и испытаны на практике. Итоги: с ноября на 85 остановках Центрального, Адмиралтейского и Василеостровского районов заработали электронные табло, сообщающие горожанам время прибытия транспорта. ГКУ «Организатор перевозок» совместно с комитетом по транспорту с октября выдает таксистам разрешения нового образца с QR-кодом, и теперь пассажир может в любое время проверить, является ли перевозчик легальным. Метрополитен занялся установкой усовершенствованных раздвижных турникетов – в опытном режиме они уже работают на станции «Комендантский проспект». А на «Приморской» монтируют станционные двери, способные превратить платформу открытого типа в более безопасную закрытую. Метрополитен также первым внедрил бесконтактную оплату по технологии Pay pass и Pay vawe, но и на автобусе # 39 уже более 15 тысяч пассажиров оплатили проезд от аэропорта в город и обратно банковскими картами.

Что нам готовит новый год? Об этом можно догадаться, также сверившись с повесткой инновационного транспортного форума. Одной из ключевых тем следующего, второго, SmartTransport-2016 станет более широкое применение газомоторного топлива на транспорте. Кстати, к тому времени наверняка будут уже проанализированы результаты испытаний машин, начатые по итогам первого форума. Например, минского троллейбуса-дуобуса с увеличенным автономным ходом Vitovt Max Duo 43303А. А там и до покупки столь нужных «спальным» микрорайонам Петербурга «рогатых» недалеко...

Комитет по транспорту заключил с инновационно-промышленным кластером транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника» соглашение о содействии процессам импортозамещения, модернизации и технологического развития транспортной отрасли Петербурга и Ленинградской области. Работа в городском Центре импортозамещения идет не только на бумаге. В числе проектов, которые родились в его стенах, и устройства для накопления электроэнергии от рекуперации на тяговых подстанциях ГЭТ, и создание отечественного аналога синтетической подвески для контактной сети, и термоупрочненные трамвайные рельсы.

На заседании Международной ассоциации городского электрического транспорта (объединяет порядка 180 предприятий из России, семи европейских стран и государств, входящих в СНГ), проходившем в нашем городе в ноябре, профессионалы рынка обсуждали не только стратегию развития электрического транспорта, но и конкретные новшества, которые техсовет ассоциации порекомендует регионам в ближайшее время внедрять.

В качестве весомого аргумента в конференц-зале были вывешены отрезки обычной подвески для контактной сети, используемой во всех российских городах, в том числе в Петербурге, и импортной синтетической, изготовленной из тварона (кевлара) – современного материала, который изначально использовался при изготовлении бронежилетов. 1,8-метровый кусок металлической подвески весит 12 кг, синтетики – около трех. А значит, разрушительное воздействие на здания, к которым подвеска зачастую крепится, у инновационной окажется вчетверо ниже. Тварон-кевлар – диэлектрик, поэтому не требует дополнительных изоляторов и шумоглушителей. Он не ржавеет, не корродирует и никак не реагирует на температурные перепады в отличие от металлической подвески, которая в морозы то провисает, то натягивается. Отсюда более высокая надежность инновационной подвески, продление срока службы и существенная экономия при обслуживании.

– Импортную подвеску мы впервые испытали в 2009 году и в течение четырех последних лет небольшими участками заменяем старую на синтетическую – ее можно увидеть на проспектах Космонавтов и Гагарина. Замечаний никаких: с ней очень легко работать, – рассказывает советник гендиректора «Горэлектротранса» Сергей Китаев.

Но деньги... Синтетическая подвеска для километра контактной сети обойдется как минимум в 1 млн рублей. В Петербурге же около 2 тысяч километров контактной сети – трамвайной и троллейбусной. Надежду вселяет то, что отечественные производители заинтересовались проблемой. Уже два петербургских предприятия – «Севкабель» и «Транстек» – взялись за разработку и изготовление собственной кевларовой подвески, и у обоих есть определенные подвижки.

– Мы рассчитываем в скором времени получить от местных компаний образцы на испытания, после чего будем готовы объявить конкурс на закупки, – говорит Китаев. По его мнению, при объемном заказе цена российского оборудования может оказаться в два-три раза ниже импортного аналога.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (5619) от 12.01.2016.


Комментарии