2Vtzqv4Hz9U

Стиляга вышел на парад. Как в Петербурге отметили 115-летие трамвая

Возле Александровского парка в минувшую субботу с самого утра шагу негде было ступить, но горожане — с детьми и без них — продолжали туда отовсюду стекаться. Ведь трамваи, к которым петербуржцы неравнодушны, красовались там чуть ли не весь день. Благо он выдался теплым и солнечным. Здесь, на Кронверкском проспекте, прошел парад старых и новых трамваев — всевозможных моделей и разных эпох. То есть выставка городского рельсового транспорта, ставшая кульминаций насыщенной программы, приуроченной к 115‑летию трамвайного движения.

Стиляга вышел на парад. Как в Петербурге отметили 115-летие трамвая | ФОТО пресс-службы Смольного

ФОТО пресс-службы Смольного

Подобные события, посвященные трамваю, проходили в Петербурге и раньше. Но эта выставка, собравшая больше двух дюжин моделей, превзошла все ожидания. Виновники праздника выстроились, на радость любителям этого вида городского транспорта, один за другим в длинный ряд — от Каменноостровского проспекта до Введенской улицы.

Экспонаты трамвайного музея, что на Васильевском острове, бод­ро прикатили туда своим ходом, — будто совершают такие прогулки каждый день. А их свободные от работы «внуки», многим из которых от роду всего‑то несколько лет, отправились на большую трамвайную выставку из трампарков, расположенных в других частях города.

Были тут участники прежних парадов, с которыми петербуржцы встречались, как со старыми доб­рыми знакомыми. Скажем, вагон с узнаваемыми очертаниями ­ЛМ-33 (Ленинградский моторный), больше известный как «Американка». Или его близкий «родственник», получивший прозвище «Аквариум».

Да только ли они? Были тут «Слон» и «Стиляга», «Машка» и другие вагоны, в которых пожилые горожане во времена своего детства и юности наверняка ездили по улицам города. А петербуржцы помоложе, вероятно, видели эти разнообразные модели в василеостровском музее.

Но работникам «Горэлектротранса», организаторам большой трамвайной выставки (она прошла нынче, к слову, в Международный день пожилых людей), этого показалось мало. И они решили на этот раз, что называется, танцевать от печки. То есть доставили на Кронверкский проспект прародителя всех трамваев — самую настоящую конку (точнее, реплику такого вагона с конной тягой). А чтобы все было как взаправду, пристегнули к ней живых лошадок Легиона и Хонду, обитающих на пригородной конеферме.

Один из сотрудников предприятия-перевозчика, знаток старой техники, стоял тут же и давал интересующимся исторические справки. Дескать, Петербург был первым в нашей стране городом, где по рельсам стали ходить такие вот «кареты», движимые лошадиными силами. Здесь действовало на условиях концессии три общества конно-железных дорог, первое из которых открылось в 1863 году, а следующее приступило к работе спустя десять с лишним лет.

Ну и так далее — про инженера-изобретателя Федора Пироцкого, который в конце того же столетия проводил эксперименты, передвигая вагоны с помощью электрической тяги. И про открытие трамвайного движения, состоявшееся в сентябре 1907 года, когда один из таких вагонов впервые отправился на регулярный маршрут от Адмиралтейства (памятный знак, связанный с этим важным событием, «отпечатан» на мостовой у невской набережной). А всего год спустя в Петербурге насчитывалось уже девять протяженных трамвайных маршрутов…

Словом, трамвайное движение все шире охватывало Северную столицу, пока этот вид транспорта не оказался здесь основным. Во всяком случае очень привычным, став неотъемлемой частью городской среды.

Причем развитие получил не только пассажирский рельсовый транспорт. На выставке, развернувшейся у Александровского парка, можно было увидеть также разного рода грузовые и служебные трамваи, которые на таких торжествах обычно не появляются. А вагон МС-2 по прозвищу «Хозяин», выпущенный в 1931 году, трамвайщики и вовсе показали впервые.

Почему «Хозяин»? Много лет он хозяйничал на петербургском трамвайно-механическом заводе, доставляя строящиеся там трамваи из одного цеха в другой. Причем был так разумно устроен и неприхотлив, что исполнял свою работу вплоть до закрытия предприятия. А когда это случилось, транспортники, понимавшие ценность такой довольно редкой модели, провели целую операцию по ее спасению.

После чего умельцы трамвайного парка № 3, куда ветеран перебрался, шесть лет терпеливо реставрировали вагон, рассказал Артем Михайлов, руководитель этого подразделения.

Впрочем, интерес у петербуржцев вызвал не только бывший заводской буксир, вставший следом за конкой. Самые юные из посетителей норовили вскарабкаться на площадку трамвайного самоходного крана (в 1927 году его выпустил завод «Красный путиловец»), который тоже оказался настолько хорош, что проработал в службе пути «Горэлектротранса» после двух-трех модернизаций аж до 2012 года.

Другие малыши беспрестанно заглядывали в салон передвижной лаборатории контактной сети, то и дело вопрошая у трамвайщиков: «Ой, а это для чего? А здесь что?..». Или ходили вокруг поливомоечного трамвая, способного вместить 18 кубометров воды, что позволяет ему отмыть за один раз от пыли, листвы и грязи 6 км рельсового пути. А некоторые, ­зайдя в салон, начинали без устали трогать рычажки и тумблеры, воображая себя водителем трамвая.

А уж отказать себе в удовольствии подергать за трамвайный звонок мало кто мог и подавно. Так что Кронверкский проспект оглашал в тот день не слишком мелодичный перезвон. И это «звуковое сопровождение» выставки, на которую прибыли, повторим, и вполне современные высокотехнологичные вагоны, длилось нескончаемо. Как и селфи с «пожилыми» моделями, воссоздавшими дух старины, возле которых выстраивалась целая очередь любителей съемок.

А что же трамвайщики? Они наблюдали за этим, признаться, с нескрываемым удовольствием, отдавая вагоны в полное распоряжение посетителям выставки: на то он и праздник.


#парад #трамваи #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 184 (7267) от 03.10.2022 под заголовком «Стиляга вышел на парад».


Комментарии