Ставка меньше, чем… Аналитический доклад «Учитель на перекрестках российского рынка труда-2025» открыл немало неожиданного

Одна из особенностей минувшей приемной кампании: в педагогические вузы было подано рекордное количество заявлений. Особенно — в петербургский РГПУ им. А. И. Герцена. И радоваться бы, но… Минпросвещения РФ уже размышляет, как быть в долгосрочной перспективе: к 2040 году, по прогнозу Росстата, численность детей до 15 лет может снизиться на 6,7 млн человек, а значит, и учеников в школах убавится. И куда девать педагогов?

Ставка  меньше, чем… Аналитический доклад «Учитель на перекрестках российского рынка труда-2025» открыл немало неожиданного | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Трудоустроенность в процентах

Сегодня картина диаметрально противоположная: учителей не хватает. В российских школах их сейчас работает более 1 миллиона 100 тысяч, и, согласно подсчетам экспертов Высшей школы экономики, доля свободных вакансий к концу прошлого года составляла всего 3,4 %. Однако это если учитывать и работающих в школах внешних совместителей, и тех, кто трудится по договорам гражданского-правового характера, то есть без трудоустройства. А если брать в расчет только штатных, то доля незанятых ставок возрастает до 7,4 %.

Это в среднем по стране и по всем учителям. По некоторым предметникам показатель выше: например, доля вакансий учителей химии — больше 9 %: в последние годы их в среднем по стране убавилось на 9,9 %, а в сельских школах аж на 20 %.

В Петербурге, успокоим, в последние годы количество учителей наращивали. Регион — в числе лидеров по «приросту» (на 20,9 %) наряду с Московской областью (на 22 %) и Ленобластью (на 17,3 %). Но и максимальный прирост не означает, что хватает.

Трудоустроенность выпускников педвузов изначально высокая: у бакалавров и специалистов 83,8 %, у магистров 88,7 %. Сравним со средней трудоустроенностью иных молодых кадров: 78 % у бакалавров, 85 % у магистров.

Но трудоустроенность — это «вообще»: выпускник педвуза может и в салон красоты администратором пойти, и агентом в турфирму. Именно в системе образования заняты 51,3 % выпускников педагогических бакалавриата и специалитета и 61,4 % — магистратуры.

В свою очередь и «система образования» — тоже «вообще». Тут и детсад, и вуз, и колледж, и доп­образование. Конкретно в школах работают 30,3 % занятых выпускников педвузов (магистров больше: 34,8 %). Таковы данные мониторинга трудоустройства выпускников вузов, который Минтруда РФ и Федеральная служба по труду и занятости ведут с 2016 года. Именно эту статистику взяли за основу эксперты ВШЭ, готовя свой аналитический доклад «Учитель на перекрестках российского рынка труда-2025».

Куда уходят и кто остается

Если посмотреть конкретно по годам выпуска за последние восемь лет, видим: из тех, кто получил диплом в 2024‑м, в школе работали 36,7 %. А из тех, кто выпустился в 2016 году, остались в школе 25,8 %. Отток ­кадров.

Куда «оттекают»? 9,8 % выпускников работают не по трудовому договору — они ИП или самозанятые, и кто‑то из них выбрал репетиторство. Те молодые педагоги, которые покидают школу, перемещаются в основном в торговлю (8 %), а также в обрабатывающие производства, здравоохранение и соцуслуги, информацию и связь, госуправление.

Кто из выпускников педвузов лучше укореняется в школе? Судя по докладу, ответ не самый очевидный. Например, чаще остаются те, кто в вузе учился платно. Сравните: из выпускников-платников 2016 года процент работающих в системе образования (не только в школе) снизился с 55,2 лишь до 52,1 %. А среди тех, кто учился бесплатно, — с 58,7 до 44 %. Еще одна группа «остающихся в школе» — заочники.

Впрочем, «верность профессии» платников и заочников объяснима. Вероятно, и те и другие выбирали направление высшего образования более осознанно. Заочники к тому же старше и в вуз шли, обычно уже работая в профессии — допустим, учительница младших классов с дипломом педагогического колледжа решила продолжить образование.

К слову: среди выпускников педколледжей отток из школ тоже немалый. После выпуска начинают работать 34 %, а через восемь лет их доля сокращается до 20,5 %. Правда, многие перекочевывают в детсады: доля занятых там выпускников колледжей выросла с 26,9 до 30,6 %.

Ключевая проблема

Кажущаяся очевидной причина ухода из школы — недовольство зарплатой. Но она вовсе не на первом месте.

Свеженький выпускник педвуза, еще без надбавок за опыт, может зарабатывать в школе даже больше выпускников-сверстников, начинающих работать в других сферах (в среднем, конечно: за выпускником-программистом молодому учителю не угнаться).

Например, зарплаты у выпускника непедагогического бакалавриата в 2024 году — в среднем 62,3 тыс. рублей, а бакалавр-педагог получает 66,1 тысячи. Магистр в школе зарабатывает 79,9 тыс. рублей, и это на две с лишним тысячи больше, чем у «непедагогического» магистра. Да, глаза при виде этих сумм могут округлиться, но тут статистика средняя по стране, с учетом северных регионов. Показательна просто сама разница в зарплатах у педагогической и непедагогической молодежи.

Однако учительская зарплата — одна из самых медленно растущих. Со временем даже с учетом надбавок за опыт и достижения она начинает проигрывать зарплатам молодых, но набирающих опыт непедагогов. Зарплата бакалавров-педагогов выросла за последние годы на 12,6 % (у непедагогов-бакалавров в среднем на 25,7 %), у магистров — на 19,5 % (у непедагогов в среднем на 43,9 %).

Но повторим: аналитики уверяют, что зарплата — не главное. Например, молодые педагоги, уйдя из системы образования, и в других отраслях вовсе не богатеют. А вот забот у них убавляется.

Ключевая проблема: несоответствие зарплаты и нагрузки в школе. Последняя сильно увеличилась.

За тот период, который охватывает аналитический доклад (2016 – 2024), школьников прибавилось. В 2016 году на учителя в городской школе приходилось 17,1 ученика, к 2024‑м — 20 учеников. Правда, соотношение учитель/ученик очень разнится по регионам: в Тюменской области на учителя — 22,9 ученика, в Калмыкии — 10,5. В Петербурге — 17, а в Москве, например, 18,7.

Ставка учителя — 18 часов. С 2016‑го по 2024 год учебная нагрузка педагогов городских российских школ выросла в среднем с 1,23 до 1,48 ставки. В Петербурге, согласно докладу, средняя учебная нагрузка учителей составляла от 1,35 ставки в начальной школе до 1,51 для учителей информатики и 1,58 для преподавателей математики.

В феврале на заседании Совета по науке и образованию президент страны сообщил: почти четверть опрошенных родителей жалуются на нехватку учителей физики и почти треть — на дефицит преподавателей математики. Если судить не по опросам, а по цифрам, дефицит предметников в среднем все же не очень высокий, но это частично объясняется как раз тем, что предметник может работать «за себя и за того парня», то есть совмещать.

Официально у педагогов продолжительность рабочего времени сокращенная. Это 36 часов в неделю. В отличие от обычной, в 40 часов. Из них половина — ставка: учебная нагрузка, в том числе уроки. Остальные 18 часов — внеучебная нагрузка, в том числе классное руководство, проверка тетрадей, внеклассная работа и прочее.

Но с обновленными федеральными государственными образовательными стандартами и профстандартом «Педагог» возросли требования к индивидуальному подходу, воспитательной работе, работе с родителями. Не говоря о «бюрократии». По опросам, у 63,6 % учителей на всякие отчетности уходило до 10 часов, у 24,9 % — от 10 до 20 часов в неделю.

О «сокращении бюрократии» говорят уже несколько лет. И правда, еще в 2022 году Минпросвещения РФ издало приказ, в котором ввело ограничения на объемы отчетностей для учителя. Но действовать документ начал лишь с 1 марта 2025 года. Так что эффект еще предстоит оценить.

Как и эффект от другого минис­терского приказа, который начнет действовать с 1 сентября 2025 года: учебная нагрузка педагогов, которым установлена норма рабочего времени 18 часов в неделю (это, в частности, учителя школ), должна рассчитываться с учетом часов на внеурочную деятельность вроде занятий по углубленному изучению предметов, всякие проекты и исследования с учениками.

Сейчас в закон «Об образовании» внесены поправки, которые разрешают работать в школе и студентам непедагогических направлений — с четвертого курса. Можно вести уроки по предметам, которые совпадают с направлением обучения. Скажем, будущий физик-ядерщик может преподавать физику, а айтишник-четверокурсник — вести уроки информатики. Другое дело, что студент, если и пойдет в школу, то явно, повторим, не за деньгами.

Раскадровка

В России кадры для системы образования готовят 36 педагогических университетов и более 200 классических. В этом году на педагогические направления государство выделило более 75 тыс. бюджетных мест. На них, по словам министра просвещения Сергея Кравцова, было подано рекордное количество заявлений от абитуриентов — больше 514 тысяч. Конкретно на педагогические бакалавриат и специалитет поступило на 25 % заявлений больше, чем в прошлогоднюю приемную кампанию. Если в прошлом году конкурс был 10 заявлений на место, в этом — 16, сообщает министр.

Но, повторим, по расчетам Росстата, до 2040 года количество детей снизится. Уже лет через пять в начальной школе количество лишних учительских ставок может измеряться десятками тысяч. Поэтому Минпросвещения прорабатывает вопрос о том, как эти кадры оставить в системе образования — перераспределив на другие позиции. Например, чтобы учителя начальных классов переквалифицировались в предметников, воспитателей для продленки, педагогов допобразования, психологов.

С учетом в том числе демографических трендов, отмечают аналитики, решение — не в области «увеличим прием». А в области «удержим профессионалов». А те уже сообщили, что их угнетает: несправедливое соотношение зарплаты и общей нагрузки. В этом направлении и надо работать.

Читайте также: 

В Минпросвещения РФ подвели итоги Всероссийской олимпиады школьников 2024/25 учебного года

ЕГЭ как повод для мошенничества. Что делать, если вам звонят «от имени» школ и министерств?


#Аналитический доклад #учитель #рынок

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (7983) от 02.09.2025 под заголовком «Ставка меньше, чем…».


Комментарии