Старейшему детдому в Петербурге присвоили имя кыргызстанки
Этот нарядный двухэтажный особняк в неоготическом стиле с тремя высокими фронтонами по фасаду уютно разместился на Ярославском проспекте, у самого Удельного парка, в окружении зелени. Сейчас здесь «проживает» Центр содействия семейному воспитанию — ЦССВ № 4.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
История этого дома началась еще в 1885 году, когда лютеранский пастор Александр Ферман построил здесь приют для больных детей из семей «иноверцев и иностранцев». После революции в здании размещалась богадельня. В первые годы Великой Отечественной войны на первом этаже был устроен продуктовый склад, а на втором — госпиталь. В декабре 1944‑го в нем был организован детский дом для детей-сирот командного состава Ленинграда и Ленинградской области, теперь детдом № 53 именуется Центром содействия семейному воспитанию № 4.
Именно этому детдому, одному из старейших в Петербурге, городская Топонимическая комиссия решила присвоить имя «матери 150 ленинградских детей» Токтогон Алтыбасаровой — жительницы Киргизии, которая в годы Великой Отечественной войны приняла на попечение эвакуированных из блокадного города детдомовцев.
С инициативой увековечения ее памяти в комиссию обратился председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин. Комиссия поддержала. По словам губернатора Александра Беглова, подвиг киргизской героини увековечат не только в названии центра, но и в памятной экспозиции, которую создадут там совместно с Музеем обороны и блокады Ленинграда.
Но кем была эта женщина и почему ее называют матерью 150 детей?
Токтогон Алтыбасарова родилась, выросла и всю жизнь прожила в селе Курменты, что на северном побережье высокогорного озера Иссык-Куль. Когда в 1941‑м председатель поселкового совета вместе с другими односельчанами ушел на фронт, его место заняла 16‑летняя Токтогон. И ей только-только исполнилось семнадцать, когда пришлось решать сложнейшие задачи и брать на себя огромную ответственность за других — встречать, устраивать, одевать-обувать и в прямом смысле слова спасать истощенных блокадников в возрасте от 3 до 12 лет, прибывших в Курменты на барже 27 августа 1942‑го.
Поначалу измученных детей разместили в колхозном общежитии — там и находился первое время детдом. Первоочередная задача была — накормить детей, согреть и поставить на ноги. Токтогон ходила по домам односельчан и рассказывала о том, что довелось пережить маленьким блокадникам. И люди несли детям что могли — молоко, кумыс, кислый твердый сыр курут, овощи, муку, лепешки. Теплые вещи для ребят тоже собирали всей деревней. Ежедневно после работы в колхозе Токтогон приходила к детям, ухаживала за ними, стирала, убирала, кормила. Сразу малышам нельзя было давать много есть, и Токтогон первое время собственноручно отпаивала их молоком по 2 – 3 ложки в час. Некоторым маленьким пришлось выписывать метрики, придумывая имена и фамилии: привязанные к их рукам бирки в долгой дороге потерялись или стерлись, сами же дети ничего про себя сказать не могли…
Те, кто постарше, звали Токтогон Тоня-эже (так в Киргизии обращаются к старшей сестре), а младшие стали называть ее «мамой Тоней»…
«Ленинградский детдом» проработал до 1952 года. Ни один ребенок, который добрался тогда до далекого села Курменты, за эти десять лет не умер.
Вместе с мужем-фронтовиком Токтогон воспитала восьмерых родных детей. Однако всех эвакуированных она тоже считала родными. До конца жизни переписывалась со своими подопечными, а когда в саду созревали яблоки, отправляла посылки в Ленинград, Фрунзе, по всему Советскому Союзу, куда разлетелись дети «мамы Тони». В 1978 году Токтогон снова встретилась со многими своими воспитанниками: они приезжали к ней на Иссык-Куль, она ездила на встречу с ними в Ленинград.
Токтогон Алтыбасарова скончалась в 2015‑м в возрасте 91 года. Похоронена в родном селе Курменты в Тюпском районе Иссык-Кульской области.
В 2012 году в парке Победы в столице республики Бишкеке открыли памятник блокадникам Ленинграда и киргизам, приютившим эвакуированных ленинградцев (кстати, он был первым, установленным за пределами России). На стеле — Петропавловская крепость в пересекающихся лучах прожекторов, а также женщина и ребенок, которого она прижимает к себе. Надпись на мемориале: «Мужеству ленинградцев, благородству кыргызстанцев — посвящается». Так в республике увековечили подвиг женщины-легенды Токтогон Алтыбасаровой.
А 24 февраля 2024 года президент Киргизии Садыр Жапаров подписал указ: «В честь 80-летия со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады за значительный вклад в воспитание детей, эвакуированных из блокадного города в Кыргызстан, присвоить степень отличия Кыргызской Республики «Эмгек Баатыры» с вручением особого знака Алтыбасаровой Токтогон (посмертно)».
«Эмгек Баатыры» — это аналог российского Героя Труда.
…19 апреля в гости к детдомовцам в ЦССВ № 4 приехали сын Токтогон Алтыбасаровой Марат Абдиев и вице-консул Генерального консульства Кыргызской Республики в Санкт-Петербурге Дилбар Сатиева.
— Мама была во многом уникальным человеком, — рассказал петербуржцам Марат Абдиев. — В ту пору в наших местах почти никто не знал русского языка, а она его выучила самостоятельно, и потому ей было легко общаться с ленинградцами. А еще маму односельчане называли ходячей энциклопедией — она обладала поразительной памятью. В Курменты знала дни рождения едва ли не всех жителей, кто и чем профессионально занимается. Люди ее очень уважали…
— На пути каждого спасенного блокадного ребенка, из какого бы он ни был детского дома, встретилась такая Токтогон, — отметила директор ЦССВ № 4 Ольга Галкина. — Для нас имя Токтогон — это символ бескорыстия и материнства.
Детдому на Ярославском проспекте сын Токтогон Алтыбасаровой передал фотографии и копию списка спасенных ею ленинградцев. Все это станет частью будущей экспозиции, посвященной блокаде.
Между тем
В ожесточенных боях за Ленинград погибли более 4,5 тысячи киргизстанцев.
В годы войны из блокадного города в Киргизскую ССР были эвакуированы более 16 тысяч человек, в том числе 3,5 тысячи детей, большинство из которых были размещены в детских домах на побережье Иссык-Куля. Еще около 800 маленьких ленинградцев, оставшихся без родителей, киргизстанцы приняли в свои семьи.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 92 (7668) от 23.05.2024 под заголовком «150 детей «мамы Тони»».
Комментарии