Станция будущего: в Северной столице рассмотрен эскизный проект нового пассажирского терминала

Заседанием года можно без всякого преувеличения называть Градостроительный совет Петербурга. И совсем не потому, что после долгого перерыва он работал на этой неделе очно. Просто был рассмотрен (и, несомненно, будет одобрен) эскизный проект терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали Петербург — Москва (ВСЖМ), которая уже строится по поручению президента России Владимира Путина.

Станция будущего: в Северной столице рассмотрен эскизный проект нового пассажирского терминала | Эскизный проект нового терминала высокоскоростной железной дороги./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Эскизный проект нового терминала высокоскоростной железной дороги./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Работа над проектом нового терминала началась в 2019 году, сразу после того, как было принято решение о строительстве высокоскоростной магистрали, которая свяжет две российские столицы. Чтобы успешно конкурировать с авиасообщением, железная дорога должна привозить пассажиров в центр мегаполиса. И здесь Московскому вокзалу нет альтернативы. Более 85 процентов территории Петербурга доступны от него в течение 45 минут, по­этому терминал ВСМ должен быть где‑то рядом.

Чтобы совместить создание современного вокзального комплекса и сохранить исторические краснокирпичные здания Кокоревских складов, потребовалось четыре года напряженной работы проектировщиков, три предыдущих заседания градсовета плюс многочисленные встречи рабочих и экспертных групп специалистов по транспортному развитию и сохранению культурного наследия. Естественно, с участием авторов проекта нового терминала и представителей организаций, занимающихся проектированием самой магистрали. И время, как показало актуальное заседание градсовета, было потрачено с пользой для дела. Удалось создать такой проект терминала, что он максимально учитывает интересы и пожелания всех заинтересованных сторон.

Основная часть выступления архитектора Константина Трофимова, автора эскизного проекта железнодорожного терминала, была посвящена решению транспортных проблем и логистике перемещения пассажиров внутри комплекса «Московский вокзал — новый терминал ВСМ». Начал он с того, что строительство терминала для пуска скоростных поездов до Москвы планируется завершить в 2028 году, к этой дате все пригородные электрички будут перенаправлены на станцию Волковская, которая сейчас работает только как грузовая. Рядом с ней находится одноименная станция метро и там планируется создать новый пассажирский вокзал, который сможет обслуживать 95 пар электричек, а не 38 пар, как сейчас на Московском вокзале.

А единый комплекс на площади Восстания составят Московский вокзал и новый терминал, основная часть которого расположится над железнодорожными путями на высоте десять метров. Это так называемый конкорс — так транспортники называют распределительный зал для пассажиров в крупных транспортных сооружениях. Комплекс будет обслуживать как пассажиров скоростных поездов, так и тех, кто поедет обычными поездами дальнего следования. Общий планируемый пассажиропоток в 2028 году составит 8 тысяч пассажиров в час.

Предполагается, что пассажиры будут входить в комплекс и выходить из него в трех мес­тах: через существующее историческое здание Московского вокзала (северная сторона комплекса), а также через конкорсы на два новых автоперрона вблизи Лиговского проспекта (западная сторона) и на Военной улице (восточная сторона). Один будет предназначен для общественного транспорта и экскурсионных автобусов, другой — для личных автомобилей и такси. Чтобы ускорить обслуживание пассажиров, планируется связать улицы Черняховского и Днепропетровскую с этими автоперронами. В планах развития улично-дорожной сети существует предложение соединить тоннелем улицу Черняховского и Товарный переулок. А после открытия станции метро «Лиговский проспект-2» новой Красносельско-Калининской линии метрополитен и автоперроны для общественного транспорта, расположенные вблизи Лиговского проспекта, возьмут на себя более половины потока пассажиров.

ВСМ4.pngЭскизный проект нового терминала высокоскоростной железной дороги./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Что касается архитектуры, для нового терминала предложен, как рассказал Константин Трофимов, строгий функциональный облик. В металлических колоннах, поддерживающих прозрачную кровлю конкорса, использован образ кирпичных колонн, которые держат своды Грановитой палаты в Великом Новгороде. Этот старинный русский город находится на трассе ВСМ.

Будут сохранены большинство зданий Кокоревских складов, лишь одно из них предлагается «разрезать», чтобы обеспечить подъем и спуск пассажиров на эскалаторах и по лестницам. 

Остальные сохранят внешний облик и будут приспособлены для обеспечения работы нового вокзального комплекса.

Члены градсовета похвалили проектировщиков за желание создать удобства пассажирам, а не выдумывать «архитектурное событие». Именно ради комфорта пассажиров авторы проекта отказались от новой вокзальной площади, разметив на ее месте автоперроны для общественного транспорта и туристических автобусов. Наземный вестибюль станции «Лиговский проспект-2» выдвинули на Лиговский проспект, он займет место ныне существующего дома № 52. Из второго, подземного, вестибюля этой станции можно будет попасть прямо в терминал.

Кровля конкорса сделана плос­кой, чтобы новое сооружение не было заметно в охраняемой исторической панораме Петербурга. По настоянию градсовета уменьшена площадь остекления на кровле исторического корпуса, который будет служить главным входом в новый терминал.

Среди рекомендаций, озвученных экспертами на этот раз, прозвучало предложение перекрыть атриумом нынешний Пригородный двор Московского вокзала. Это необходимо для того, чтобы пассажиры на пути от скоростных поездов к станции метро «Площадь Восстания» не оказывались под открытым небом. В нашем климате — деталь немаловажная. Как заметил один из участников обсуждения, «сухие ноги» — важный принцип работы любого вокзала.

По мнению экспертов, необходимо еще раз рассмотреть те места вокзального комплекса, где могут соприкоснуться пути прибывающих и уезжающих пассажиров. При больших людских потоках кто‑то может не сориентироваться и не сразу найти правильную дорогу к поезду или автоперрону. Даже при наличии выходов с вокзального комплекса на восток от железнодорожных путей нагрузка на улично-дорожную сеть с западной стороны от вокзального комплекса останется близкой к предельной. Особенно это касается перекрестка Лиговского проспекта и Кузнечного переулка, где тоже могут потребоваться новые нестандартные решения.

Завершая обсуждение вопроса об эскизном проекте строительства нового терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали Петербург — Москва, Павел Соколов, главный архитектор Петербурга и председатель градсовета, сообщил новость, приятную для многих практикующих архитекторов. Городские власти приняли решение о проведении творческого конкурса на проект наземного вестибюля станции метро «Лиговский проспект-2». Техническое задание для участников конкурса будет разработано в ближайшее время.

Читайте также: 

Новый изотоп лютеций-177: прорыв в лечении онкологии от Ленинградской АЭС

Следы разных эпох. Петербургские геологи создают парк с диковинками под ногами

#Градостроительный совет #проект #терминал

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 147 (7723) от 09.08.2024 под заголовком «В Москву через конкорс».


Комментарии