СССР вернется под землю

Через год, 15 ноября, юбилей отметит одно из крупнейших предприятий нашего города — Петербургский метрополитен. Хотя питерское метро и уступает нью-йоркскому, шанхайскому, московскому, лондонскому и парижскому по пассажиропотоку, оно входит в десятку крупнейших метрополитенов мира. А по средней глубине залегания станций метрополитену Северной Пальмиры равных на планете нет.

СССР вернется под землю | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Через год, 15 ноября, юбилей отметит одно из крупнейших предприятий нашего города — Петербургский метрополитен. Хотя питерское метро и уступает нью-йоркскому, шанхайскому, московскому, лондонскому и парижскому по пассажиропотоку, оно входит в десятку крупнейших метрополитенов мира. А по средней глубине залегания станций метрополитену Северной Пальмиры равных на планете нет. Однако в 1941 году, когда начиналось строительство ленинградского метро, такие высокие цели не ставились. Главным было дать людям быстрый, надежный и безопасный транспорт. И чтобы ленинградцы и гости нашего города входили на станции, как во дворцы.

Сейчас в петербургской подземке 67 станций, которыми пользуются ежедневно 2,3 миллиона пассажиров. Уже, что называется, не до дворцов. В ноябре 1955 года от станции «Автово» из единственного электродепо вышел первый поезд из четырех вагонов. Сегодня только на первой, Кировско-Выборгской, линии работает более 500 вагонов — по восемь в каждом поезде. А на все пять линий выходят до 1700 вагонов ежедневно.

Всего этого — и линий, и вагонов — Петербургу катастрофически не хватает. Поэтому метро работает и строится одновременно — растет, несмотря на свой «пенсионный» возраст.

Петербург — один из двух городов страны, которому по карману развивать столь дорогой вид транспорта. Ежегодно городская казна выделяет на эти цели до 22 миллиардов рублей — суммы, сопоставимые с годовым бюджетом отдельных мегаполисов и даже регионов России.

К сожалению, рельсовый транспорт — будь то метро или трамвай — оказался не по карману российским городам. Красноярск уже много лет ждет финансовой помощи из центра, чтобы закончить начатую еще в советские времена стройку первой линии своего метрополитена.

«60 лет назад ленинградским метростроевцам тоже было трудно, — говорит ответственная за подготовку к юбилею пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель. — Никто и никогда не строил в таких условиях столь глубокого метро. Поэтому нам важно оценить трудовой подвиг первостроителей, рассказать обо всех этапах развития ленинградского-петербургского метро».

Для этого руками рабочих депо «Автово» и объединенных мастерских метрополитена реставрируется ретропоезд из четырех вагонов модификаций «Е» и «Ем», выпускавшихся в 1960 — 1970-х гг. К сожалению, первых вагонов ленинградского метро серии «Г» и «Д» на ходу не сохранилось. В честь них уже выпущены памятные жетоны из цикла «Подвижной состав петербургского метро». Кстати, 24 октября в продажу поступит третий жетон с изображением вагона серии «Е», к дню рождения метрополитена 14 ноября — четвертый с «номерным» вагоном, а к Новому году — пятый жетон о современном вагоне «НеВа».

Но вернемся к экскурсионному ретропоезду. В нем будет воссоздан исторический интерьер — даже уникальное стеновое покрытие линкруст почти как из 1950-х, обтянутые коричневой кожей диваны и светильники. Окраска вагонов — как 60 лет назад: зеленый верх, синий низ. И, конечно, с гербом СССР на бортах.

Однако в ретропоезде появится и мультимедийное оборудование XXI века: вместо одного окна — экран, на котором можно посмотреть документальные фильмы из истории нашего метро. Каждый вагон — тематический. В первом — экспозиция фотографий 1941 — 1958 гг. Укладка тоннельных тюбингов, облицовочные работы на станциях-дворцах, запуск первого поезда. Во втором вагоне — архитектурные особенности, технические внедрения. В третьем можно будет увидеть эволюцию всех вагонов нашего метро в фотографиях и посмотреть фильм. В четвертом разместится сменная экспозиция архитектурных проектов станций, которые так и не были осуществлены.

Кстати, именно из-за сложной начинки петербургский ретросостав не выйдет в обычный рейс, как это сделали в московском метро. Там стилизованный под первый состав поезд по выходным катает обычных пассажиров первой в столице Сокольнической линии.

«Наш ретропоезд выйдет на первую экскурсию 15 ноября 2015 года, — поясняет Юлия Шавель. — Потом мы планируем регулярно проводить экскурсии по выходным. Но уже сегодня на нашем сайте можно записаться на экскурсии в первое депо Ленинграда «Автово». Если раньше они проводились только для школьников, то теперь «начинку метро» могут увидеть и взрослые. Кроме того, пользуются популярностью технические экскурсии по станциям метро — от «Площади Мужества» до «Спортивной» и от «Маяковской» до «Обводного канала». А от специальных туров для диггеров и зацеперов отказались — мы не раз рассылали приглашения на наши экскурсии по школам и вузам, где учатся задержанные за проникновение в метро, но у этой публики интереса к организованным посещениям тоннелей нет. Им надо «отличиться», проникнув туда, куда нельзя.

Через год в новом облике предстанет перед нами и музей петербургского метрополитена на станции «Приморская», где сейчас идет реконструкция. В нем появится больше помещений, и атмосфера метро будет чувствоваться с первых шагов. Посетителей встретит старый турникет, вместо музейной тишины в залах мы услышим звуки и шумы подземки. И детям и взрослым понравятся экспонаты — имитация спуска в клети в шахту строящегося тоннеля, погружаясь в недра настоящей кембрийской глины.

Часть настоящего вагона была в музее метро и раньше, после его модернизации он станет интерактивным тренажером, на котором посетители смогут почувствовать себя машинистом поезда. Это оборудование будет использоваться и учащимися колледжа метрополитена и технической школы.

«Масштабного общегородского праздника мы не планируем, — подытожила Юлия Шавель. — Все праздничные мероприятия пройдут на территории метро. Мы украсим все станции плакатами с лучшими людьми метрополитена, ведь у нас работают 14,5 тысячи человек, представители 30 профессий — целый город. Конечно, мы организуем праздничный концерт, наградим памятными знаками и медалями наших ветеранов труда. В юбилейные дни в Петербурге пройдет международное профессиональное мероприятие — заседание Ассоциации метрополитенов стран СНГ. Впрочем, о самом торжестве лучше рассказать через год».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5329) от 28.10.2014.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.