Главная городская газета

СССР вернется под землю

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Летний бум граффити: новый петербургский тренд

«СПб ведомости» обратили внимание на один из главных трендов этого лета в Петербурге – появление стрит-арт работ, таких разных и противоречивых. Читать полностью

Как провел ЧМ-2018 главный аэропорт Петербурга

Пулково занимает четвертое место в России по объему пассажиропотока. Как же аэропорт справился с многочисленным наплывом команд и болельщиков мундиаля? Читать полностью

Городские мероприятия остановят движение транспорта в Петербурге

В праздничные дни отдыхающим автомобилистам стоит переквалифицироваться в пешеходов. А работающим - заранее побеспокоится о своем маршруте. Читать полностью

В центре Петербурга сарай пристроился к истории

На 8-й Советской улице, 4, самовольно построили двухэтажное заведение общественного питания, второй этаж которого сколотили из досок. Городские власти требуют снести этот архитектурный эксперимент. Читать полностью

Около «Лахта Центра» появится поликлиника

Строительство многопрофильного стационара одобрено властями Петербурга. Договоренность о создании учреждения была заключена на ПМЭФ-2018. Читать полностью

Петербургскую школу дзюдо имени Рахлина отреставрируют за 2,4 млн рублей

Смольный одобрил проведение ремонтных работ в образовательном учреждении имени Анатолия Рахлина. Именно этот тренер когда-то обучал президента России Владимира Путина. Читать полностью
Реклама
СССР вернется под землю | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Через год, 15 ноября, юбилей отметит одно из крупнейших предприятий нашего города — Петербургский метрополитен. Хотя питерское метро и уступает нью-йоркскому, шанхайскому, московскому, лондонскому и парижскому по пассажиропотоку, оно входит в десятку крупнейших метрополитенов мира. А по средней глубине залегания станций метрополитену Северной Пальмиры равных на планете нет.

Через год, 15 ноября, юбилей отметит одно из крупнейших предприятий нашего города — Петербургский метрополитен. Хотя питерское метро и уступает нью-йоркскому, шанхайскому, московскому, лондонскому и парижскому по пассажиропотоку, оно входит в десятку крупнейших метрополитенов мира. А по средней глубине залегания станций метрополитену Северной Пальмиры равных на планете нет. Однако в 1941 году, когда начиналось строительство ленинградского метро, такие высокие цели не ставились. Главным было дать людям быстрый, надежный и безопасный транспорт. И чтобы ленинградцы и гости нашего города входили на станции, как во дворцы.

Сейчас в петербургской подземке 67 станций, которыми пользуются ежедневно 2,3 миллиона пассажиров. Уже, что называется, не до дворцов. В ноябре 1955 года от станции «Автово» из единственного электродепо вышел первый поезд из четырех вагонов. Сегодня только на первой, Кировско-Выборгской, линии работает более 500 вагонов — по восемь в каждом поезде. А на все пять линий выходят до 1700 вагонов ежедневно.

Всего этого — и линий, и вагонов — Петербургу катастрофически не хватает. Поэтому метро работает и строится одновременно — растет, несмотря на свой «пенсионный» возраст.

Петербург — один из двух городов страны, которому по карману развивать столь дорогой вид транспорта. Ежегодно городская казна выделяет на эти цели до 22 миллиардов рублей — суммы, сопоставимые с годовым бюджетом отдельных мегаполисов и даже регионов России.

К сожалению, рельсовый транспорт — будь то метро или трамвай — оказался не по карману российским городам. Красноярск уже много лет ждет финансовой помощи из центра, чтобы закончить начатую еще в советские времена стройку первой линии своего метрополитена.

«60 лет назад ленинградским метростроевцам тоже было трудно, — говорит ответственная за подготовку к юбилею пресс-секретарь ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель. — Никто и никогда не строил в таких условиях столь глубокого метро. Поэтому нам важно оценить трудовой подвиг первостроителей, рассказать обо всех этапах развития ленинградского-петербургского метро».

Для этого руками рабочих депо «Автово» и объединенных мастерских метрополитена реставрируется ретропоезд из четырех вагонов модификаций «Е» и «Ем», выпускавшихся в 1960 — 1970-х гг. К сожалению, первых вагонов ленинградского метро серии «Г» и «Д» на ходу не сохранилось. В честь них уже выпущены памятные жетоны из цикла «Подвижной состав петербургского метро». Кстати, 24 октября в продажу поступит третий жетон с изображением вагона серии «Е», к дню рождения метрополитена 14 ноября — четвертый с «номерным» вагоном, а к Новому году — пятый жетон о современном вагоне «НеВа».

Но вернемся к экскурсионному ретропоезду. В нем будет воссоздан исторический интерьер — даже уникальное стеновое покрытие линкруст почти как из 1950-х, обтянутые коричневой кожей диваны и светильники. Окраска вагонов — как 60 лет назад: зеленый верх, синий низ. И, конечно, с гербом СССР на бортах.

Однако в ретропоезде появится и мультимедийное оборудование XXI века: вместо одного окна — экран, на котором можно посмотреть документальные фильмы из истории нашего метро. Каждый вагон — тематический. В первом — экспозиция фотографий 1941 — 1958 гг. Укладка тоннельных тюбингов, облицовочные работы на станциях-дворцах, запуск первого поезда. Во втором вагоне — архитектурные особенности, технические внедрения. В третьем можно будет увидеть эволюцию всех вагонов нашего метро в фотографиях и посмотреть фильм. В четвертом разместится сменная экспозиция архитектурных проектов станций, которые так и не были осуществлены.

Кстати, именно из-за сложной начинки петербургский ретросостав не выйдет в обычный рейс, как это сделали в московском метро. Там стилизованный под первый состав поезд по выходным катает обычных пассажиров первой в столице Сокольнической линии.

«Наш ретропоезд выйдет на первую экскурсию 15 ноября 2015 года, — поясняет Юлия Шавель. — Потом мы планируем регулярно проводить экскурсии по выходным. Но уже сегодня на нашем сайте можно записаться на экскурсии в первое депо Ленинграда «Автово». Если раньше они проводились только для школьников, то теперь «начинку метро» могут увидеть и взрослые. Кроме того, пользуются популярностью технические экскурсии по станциям метро — от «Площади Мужества» до «Спортивной» и от «Маяковской» до «Обводного канала». А от специальных туров для диггеров и зацеперов отказались — мы не раз рассылали приглашения на наши экскурсии по школам и вузам, где учатся задержанные за проникновение в метро, но у этой публики интереса к организованным посещениям тоннелей нет. Им надо «отличиться», проникнув туда, куда нельзя.

Через год в новом облике предстанет перед нами и музей петербургского метрополитена на станции «Приморская», где сейчас идет реконструкция. В нем появится больше помещений, и атмосфера метро будет чувствоваться с первых шагов. Посетителей встретит старый турникет, вместо музейной тишины в залах мы услышим звуки и шумы подземки. И детям и взрослым понравятся экспонаты — имитация спуска в клети в шахту строящегося тоннеля, погружаясь в недра настоящей кембрийской глины.

Часть настоящего вагона была в музее метро и раньше, после его модернизации он станет интерактивным тренажером, на котором посетители смогут почувствовать себя машинистом поезда. Это оборудование будет использоваться и учащимися колледжа метрополитена и технической школы.

«Масштабного общегородского праздника мы не планируем, — подытожила Юлия Шавель. — Все праздничные мероприятия пройдут на территории метро. Мы украсим все станции плакатами с лучшими людьми метрополитена, ведь у нас работают 14,5 тысячи человек, представители 30 профессий — целый город. Конечно, мы организуем праздничный концерт, наградим памятными знаками и медалями наших ветеранов труда. В юбилейные дни в Петербурге пройдет международное профессиональное мероприятие — заседание Ассоциации метрополитенов стран СНГ. Впрочем, о самом торжестве лучше рассказать через год».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook