Спутникам Петербурга нужна своя миссия

Пригородами Петербурга в Интернете давно уже шутливо называют Хельсинки и Таллин - потому что до них можно сравнительно быстро добраться и, главное, там есть чем заняться. О более близких пригородах горожане вспоминают, читая криминальную хронику. О том, есть ли жизнь за улицей Пионерстроя и как расползание города ухудшает среду обитания северной столицы, обозреватель «СПб ведомостей» побеседовал с петербургским архитектурным критиком Марией ЭЛЬКИНОЙ.

Спутникам Петербурга нужна своя миссия | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Мария Борисовна, мы открыли новую полосу о пригородах Петербурга в черте города, потому что поняли, что о них мало кто пишет. Как вы думаете, почему?

- По отдельности-то о них говорят очень много. Например, о несуществующем городе-спутнике Южном. Летом в центре внимания берега Финского залива, Курортный район. И, конечно, наши исторические пригороды - Пушкин, Павловск. О пригородах не говорят как о целостном явлении, большинство из нас не осознают их как часть мегаполиса. Спросите почему? Да потому, что мы и город-то не осознаем как город. У нас вообще пространственное сознание находится на низком уровне.

- Но постойте, у Петербурга всегда были четкие границы - они были очерчены точнее, чем у Москвы...

- Я не так хорошо знаю Москву. Да, границы Петербурга в советские времена сложились таким образом, что они всегда были четко обозначены. Но сейчас происходит размывание. Другое дело, что в Москве оно, конечно, происходит быстрее, с худшими последствиями и на большей территории, а в Петербурге оно пока не так заметно. Однако сегодня мы уже не можем отделить пригороды от Петербурга.

- Можно ли выделить такое явление, как «правильные» пригороды? Пока под ними понимают места, куда легче всего доехать...

- Это явление связано не только с транспортом, но и с тем, чем пригород живет. Должен быть найден некий компромисс: с одной стороны, это хорошая связь с мегаполисом. С другой, у места должен быть свой источник существования, своя история, традиции.

- То есть чтобы было на что жить?

- На что жить и как жить. У каждого петербургского города должна быть своя изюминка. На мой взгляд, примером может послужить Выборг (хотя он и находится в области). Это один из самых старых городов России, в нем сложная смесь наследия разных стран. Немножко европейского, немножко русского, немножко советского.

Все это могло бы быть не только источником дохода, но и источником идентификации для местных жителей. Они могли бы гордиться тем, что здесь живут. Как мы гордимся, что живем в Петербурге. Для нас же очень важно, что у нас есть Эрмитаж, есть Нева, есть Петропавловская крепость. Мы не можем без этого. Хотя речь идет не только о старине, это может быть и что-то новое. Какое-то невероятное производство, природный заповедник. А в Красном Селе когда-то был ипподром...

- Архитектор Никита Явейн как-то полемически заявил, что Пушкин - это город, Петергоф - пригород, а Красное Село - «спальный» район. Согласны ли вы с этой оценкой?

- Я не знаю, что имел в виду Никита Игоревич, но эти города формируются действительно по-разному и по разным причинам. Пушкин - как резиденция императоров, 100 лет назад, в преддверии революции, Царское Село было гораздо более ухоженным местом, чем столица. Вспомним слова Мандельштама: «Поедем в Царское Село». Такое отношение к этому городу связано в том числе и с приличным освещением, и с чистотой. И при этом было хорошее сообщение с Петербургом.

Почему с Красным Селом так не получилось, тоже совершенно понятно: этот город ближе к Петербургу, и он развивался как промышленный центр. Чего-то иного, своего, что могло бы стать двигателем, там не было.

— Позвольте, но разве изюминкой Красного Села нельзя считать выпуск космической техники и прочие наукоемкие производства?

— Да, но в Сестрорецке помимо индустриальной всегда была курортная составляющая, которую и в Советском Союзе поддерживали. А сейчас она, к сожалению, зачахла, ее не берегут. Жилья много строят, а вода грязная. Потому что опять же нет внятной городской стратегии инфраструктурного развития.

- Много ли вокруг нас мест, которые могут похвастать чем-то своим, особенным?

- Таких мест очень много. Конечно, это и Павловск, и Петергоф, и все остальные пригороды, о которых вы пишите. Но я, например, за много лет полюбила деревню Моторное. Там берег Ладоги и очень красиво. Я ездила туда в гости к своей преподавательнице по истории искусств. Это довольно небольшая деревня, с сельским магазином.

- Однажды вы брали интервью у бывшего вице-мэра Хельсинки мистера Пентилля. Он сказал, что нужно ограничить жителей «спальных» пригородов в избирательных правах, так как того требуют интересы развития города. А вы с ним вроде как согласились.

- Я люблю резкие высказывания, потому что они очень часто бывают верными. Конечно, взаимодействие между городом и «спальными» пригородами неизбежно. Даже административная граница между Петербургом и Ленобластью - это не стена.

Мне довольно сложно интерпретировать слова другого человека, мистера Пентилля, и буду говорить то, что думаю сама. Я согласна с тезисом о том, что расползания города по окраинам допускать нельзя, так как это снижает качество среды обитания. Ведь жилье - это не просто обеспечение кого-то чем-то. Когда мы строим город, мы подготавливаем условия, которые потом создают жителей. Человек, живущий на окраинах, где есть только машины, а социальной и культурной инфраструктуры нет, будет не очень образован.

И виноват в этом будет не индивид, а город, который лелеет подобные пригороды, рождает таких людей. Некоторые из них, конечно, все равно будут проявлять свою волю и учиться. Но это вопрос их личных достижений. А в основном уровень сознательности будет ниже. Я чувствую, как либералы или левые закидают меня за это помидорами, но тем не менее это так.

#градостроительство #идентичность #Хельсинки

Комментарии



Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.