Спорткар студенческой выделки

Год тяжелой работы – порой в три смены за сутки, решений спорных вопросов, непростых поисков спонсоров, и вот на сцену выезжает долгожданный результат всех усилий – небольшой черно-зеленый болид. Трудно поверить, но за каких-то три с небольшим секунды этот «малыш» разгоняется до сотни километров! В Санкт-Петербургском политехническом университете на днях продемонстрировали первый в северной столице гоночный автомобиль «Формулы Студент», созданный студентами команды Polytech North Capital Motorsport.

Спорткар студенческой выделки | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А ведь поначалу вся затея держалась на голом энтузиазме и не было уверенности в ее успехе – бюджет отсутствовал как таковой. Но студентам удалось получить поддержку своего университета и заинтересовать более десятка инвесторов! Теперь новенький болид отправится доказывать свое превосходство в Германию, Австралию, Италию, ну и в нашей стране тоже посоревнуется.

Гонки, кстати, совсем не главная часть проекта. «Формула Студент», она же Formula SAE (Society of Automotive Engineers – Сообщество автомобильных инженеров) – это в первую очередь технические соревнования, в которых уже более тридцати лет принимают участие университетские команды со всего мира. Для этого ребятам нужно спроектировать и построить гоночное авто в соответствии с заданным организаторами техническим регламентом. Надо сказать, достаточно строгим, поэтому и новшеств как таковых в политеховском болиде немного.

– Зато есть важные элементы в плане образования – работа с инновационными материалами, с двигателем, проектирование ходовой части автомобиля, – рассказывает руководитель проекта Polytech NCM аспирант Евгений Захлебаев. – Мы использовали прогрессивные технические решения. Например, обвес сделали из композитных материалов, и он поэтому стал более мощным. Пуск напечатали на 3D-принтере. Я не знаю в городе ни одного студенческого сообщества, которое работает с композиционными материалами или с полиамидом.

Кстати, в регламенте не указывается, сколько машина должна весить.

– Это тоже элемент стимулирования студентов к поиску новых технических решений. Естественно, если болид будет слишком тяжелым, об экономии топлива можно забыть. При этом показатель по среднему расходу бензина в дисциплине «Гонка на выносливость» считается одним из самых важных, – объяснил ведущий инженер команды Александр Козленок.

К гонкам допускаются только те, кто пройдет техническую инспекцию – проверку уровня шума, тормозной системы, устойчивости и других важных с точки зрения безопасности вещей. И уже потом можно доказывать на трассе, что именно такой автомобиль самый стойкий или маневренный. Это традиционные соревнования. А есть еще испытания на экологичность, дизайн, экономичность и др. Обязательно придется убеждать жюри, что получившийся в итоге спорткар конкурентоспособен на рынке. Ребятам нужно «продать» автомобиль, разработав бизнес-план на мелкосерийное производство. В итоге студенты получают отличный шанс реализовать свои теоретические знания на практике, преодолеть непростой путь от идеи до готового продукта, побыть одновременно и конструкторами, и пиарщиками, научиться выстраивать диалог с потенциальными инвесторами.

– Когда студент проходит через такой проект, он превращается в опытного инженера, – говорит Евгений Захлебаев.

Теперь политеховцы собираются построить второй автомобиль. Первый, скорее всего, продадут после гонок. Дело в том, что одна и та же машина не может участвовать два года подряд в студенческом конкурсе. В этом постоянном поиске новых технических решений и заложена суть соревнований.

– Эх, нам бы да в наше время такое! – восхитился на презентации спорткара ректор СПбПУ Андрей Рудской. – Думаю, следующим шагом будет студенческий спутник.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5602) от 09.12.2015.


Комментарии