Список памятников архитектуры Петербурга за два первых месяца года успел обновиться
По решению КГИОП из него исключили четыре объекта, а состав пятого сократили на треть.
ФОТО АВТОРА
Первым объектом, лишившимся в этом году статуса памятника, стал комплекс построек приюта-лечебницы Евреиновой для хронически больных детей в северо-западной части парка Лесотехнической академии, возле Новосильцевского переулка. Комплекс состоит из четырех зданий — главного и служебного корпусов, погреба-ледника и дворницкой. Все они были построены к 1901 году по проекту архитектора Эрнеста Жибера.
В 1923‑м приют присоединили к парку Лесотехнической академии. В 1929 году все одноэтажные объемы главного корпуса были надстроены вторым этажом, с западной и восточной стороны осуществлены двухэтажные пристройки. Эти сооружения выполнены серым кирпичом с имитацией стиля первоначального архитектурного облика. В 1963 году к западному фасаду служебного корпуса пристроили новый объем, почти равный по своим габаритам историческому. А в конце XX века историческая часть здания полностью выгорела изнутри.
Именно эти перестройки и стали основанием считать, что комплекс утратил историко-культурную ценность. Такой вывод в своей историко-культурной экспертизе, проведенной по заказу дирекции КГИОП, сделал Максим Филипович. В частности, он полагает, что «имитация стиля первоначальной постройки не только полностью разрушила авторский замысел, но и к тому же создает ложное представление о мастерстве его воплощения».
После того как приют-лечебница утратил охранный статус, он оказался на территории другого объекта культурного наследия — парка Лесотехнической академии. Впрочем, это вовсе не защита: в последнее время КГИОП соглашался на снос даже дореволюционных зданий на подобных территориях.
Комплекс сооружений Балтийского судостроительного и механического завода на Косой линии хотя, казалось бы, и остался под охраной и был переведен в разряд региональных памятников, но при этом поредел сразу на три элемента из десяти. С охраны сняты здание электростанции и склада листовой стали, судостроительная мастерская и малый механический цех. Соответствующее распоряжение было основано на рекомендации, которую в ходе экспертизы дал Александр Быков.
Попутно была кардинально сокращена охраняемая территория комплекса. По сути, она сейчас сформирована по фундаментам зданий, перешедших в разряд региональных памятников, а участки между ними теперь свободны для потенциальной застройки. Впрочем, надо заметить, что все три здания находятся на внутренней режимной территории и недоступны для широких масс. Заметим, это была вторая такая экспертиза. Первую по заказу Балтийского завода провел Александр Кононов, предложивший сохранить состав комплекса и его территорию, но КГИОП такое заключение не утвердил.
На 8‑й линии Васильевского острова были сняты с госучета три здания. Дом Кнол (№ 27) был построен в 1828 году, во второй половине XIX века дважды надстраивался. Автор экспертизы Максим Филипович счел, что «вследствие значительных перестроек и реконструкций к настоящему времени объект в большей степени утратил свою историческую роль и первоначальный авторский замысел».
Дом Барышева (№ 15), обращенный также в Днепровский переулок, более старый — он был возведен еще в конце XVIII века, правда, в одноэтажном виде. В середине XIX столетия его надстроили тремя этажами, включая мезонин, который в 1961 году превратили в полноценный этаж. Филипович уверен, что из‑за превращения «заглубленной мансарды» в полноценный четвертый этаж «утрачена историческая конфигурация, габариты и объемно-пространственное решение».
Во второй половине XVIII века был построен и дом Грекова в Академическом переулке, 9/3 (выходит также на 8‑ю линию и в Днепровский переулок), а современный облик он приобрел в 1840‑х годах. По мнению Филиповича, «исследуемый дом является типичным доходным домом XVIII – XIX веков, которые имеют широкое распространение в Санкт-Петербурге».
Надо заметить, что все три дома по‑прежнему охраняются государством, но уже не как самостоятельные памятники архитектуры, а как элементы исторической застройки. Добавим, что с начала 2024 года КГИОП не пополнил список памятников ни одним новым объектом, если не считать памятников археологии.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7623) от 15.03.2024 под заголовком «Имитация стиля».
Комментарии