Спецкомиссия установит источники неприятных запахов в Петербурге
Едва ли не каждый день в городе кто-то жалуется на неприятный запах, из-за которого «даже невозможно открыть окна». К примеру, день-два назад жители южных районов в соцсетях обсуждали сильный запах навоза. При более подробном анализе сообщений становится очевидно, что районы города пахнут по-разному. Так, югу более свойственны химические запахи, а органические – северу и северо-востоку.
ФОТО pixabay
В практику работы «Водоканала» уже вошел ежемесячный мониторинг жалоб на вонь. В течение июня-июля сильнее всех по поводу запахов беспокоились жители Приморского и Выборгского районов. Люди грешили именно на очистные сооружения и на полигоны «Водоканала». Однако Росприроднадзор не подтвердил эти подозрения.
Между тем специалисты «Водоканала» – чисто теоретически – поведали о возможных причинах, которые могут способствовать появлению локальной канализационной вони, даже если для этого нет никаких технических предпосылок. То есть трубу не прорвало, засора нет, канализация не переполнена... А пахнет... из-за экономии.
За последние два-три года в Петербурге потребление водопроводной воды сократилось с 3 млн кубометров в сутки до 1,4 млн. В результате в канализационных трубах не хватает воды для самоочищения, образуется несмываемый осадок. Его, разумеется, смывают, но не сразу, а периодически: с помощью гидродинамических установок. А пока трубу не промыли, из канализационных колодцев может слегка (или не слегка) попахивать.
Что касается вони, накрывающей большие территории, то, как заметили в самом «Водоканале», компания заинтересована в том, чтобы найти-таки ее источники и тем самым снять с себя всякие подозрения. Так, в мае специалисты компании обнаружили, что до Приморского района органическая вонь долетает, когда сельхозпредприятие «СПК Пригородный» удобряет свои поля в деревне Большая Каменка.
В июле пытались найти происхождение «аромата» в Красносельском районе. Здесь запах навоза или какой-то еще органики окутал зону новостроек. Откуда он прилетел, так и осталось невыясненным, хотя некоторые жалобщики указывали на ЮЗОС (Юго-Западные очистные). В администрации района назвали и другие предполагаемые (может быть, а может и не быть) источники. Это расположенная неподалеку ферма по разведению крупного рогатого скота, мини-крематорий для тел животных на Совхозной улице, мусороперерабатывающий завод на Волхонском шоссе, локальные очистные ЖК «Солнечный город» на проспекте Ветеранов. Кто конкретно произвел вонь, неизвестно.
Возможно, отныне поиск таких источников станет более целенаправленным и квалифицированным. Комитет по природопользованию выполнил давнее обещание, данное жителям Выборгского и Невского районов, – создал городскую «комиссию по запахам», которая отныне должна заниматься поиском источников особо тревожащей горожан вони и, по возможности, их ликвидацией.
В состав комиссии вошли специалисты комитета по природопользованию, Роспотребнадзора, Росприроднадзора и управления МЧС по Петербургу. Также к работе будет привлечена природоохранная прокуратура города.
На первом же заседании было отмечено, что в июле наибольшее число жалоб на неприятные запахи по ступило из Рыбацкого – 98 звонков на телефон мобильной экологической дежурной службы. Жители поселка Усть-Славянка сообщали, что по ночам по округе разносится сильный химический запах. Сотрудники комитета по природопользованию четырежды выезжали на место, взяли десять проб воздуха. Однако ни в одной не было обнаружено превышений ПДК (предельно допустимой концентрации) каких-либо веществ.
Аналогичные результаты дали и более ранние анализы состава воздуха других микрорайонов, откуда приходили соответствующие жалобы. Пришлось ограничиться направлением на все предприятия, на которые пало подозрение, предупреждения «о неукоснительном соблюдении действующего законодательства в области охраны атмосферного воздуха».
Члены комиссии «городских ароматов» пришли к выводу, что как-то влиять на ситуацию, не имея нормативной основы, невозможно. Нынешнее законодательство предусматривает, что наказуемым нарушением является выброс в атмосферу каких-либо веществ, имеющий последствием превышение ПДК. Однако запах, как правило, возникает и без фиксируемого превышения. А сам по себе он, по закону, не является нарушением.
На заседании комиссии также прозвучало, что на нормативном уровне вообще отсутствует понятие «запах». Что уж тогда говорить об установлении его источника?
Первой глобальной задачей, которую поставили перед собой члены комиссии, стала подготовка проекта изменений федерального закона «Об охране атмосферного воздуха». Этим проектом уже занимаются депутаты городского ЗакСа. Отныне они будут действовать рука об руку с комиссией. Договорились о постоянном обмене информацией.
Одновременно комитет по природопользованию намерен привлечь к анализу атмосферного воздуха независимую лабораторию мониторинга атмосферного воздуха, которая имеет техническую и юридическую возможность отслеживать концентрацию большего числа веществ, чем ныне работающие городские станции.
Кроме необходимой теоретической и нормотворческой деятельности комиссия, конечно, будет работать и с конкретными жалобами по конкретным адресам, если они будут массовыми.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (6748) от 25.08.2020 под заголовком «Охотники за ароматами».
Комментарии