Специальность: жилец. Рассказываем, как стать «профи» в ЖКХ, чтобы не просчитаться

Не иссякает вал бумажек, которыми кто‑то невидимый обклеивает двери парадных или забивает почтовые ящики. Одни из них имеют вид простых объявлений, другие — чего‑то чрезвычайно официального и пугающего, как, скажем, извещение неизвестно от кого, повестка в суд по неведомой причине или приглашение в отделение полиции. На поверку оказывается, что ни то ни другое не является не только страшным документом, но и документом вообще. Просто реклама. И даже не противозаконная, а — с позволения сказать — креативная.

Специальность: жилец. Рассказываем, как стать «профи» в ЖКХ, чтобы не просчитаться | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Объявление на дверях

Обычный лист с текстом, напечатанным на принтере. «Уважаемых жильцов» кто‑то уведомляет о том, что с такого‑то числа все их заявки на ремонт внутриквартирного оборудования, на замену сантехники/электрики и на прочие работы такого же характера, а также на замену счетчиков будут приниматься по такому‑то телефону.

Что подумает прочитавший такое объявление? Кто‑то просто ухмыльнется, но большинство сфотографируют или перепишут номер. Расчет у авторов объявления точный, учтена психология среднестатистического гражданина: ему сказали, что подавать заявки нужно туда‑то, стало быть, так тому и быть. Кто именно разместил объявление, почему оно висит на дверях, а не на стенде информации, который имеется ныне в каждом подъезде? Эти вопросы не сразу приходят на ум.

Между тем все эти знаки ясно указывают на то, что объявление — просто реклама какой‑то частной лавочки… Не имея ничего против частных лавочек вообще, все же хочется сказать, что те из них, у кого нет привычки открыто себя называть и кто использует в своей рекламе интонацию циркуляра, не заслуживают доверия.

Вполне вероятно, что вызванный по указанному телефону мас­тер окажется, как говорится, «с руками». Но это уж как кому повезет. Если попадется безрукий, то исправлять свои огрехи он не придет. Или свалит вину за брак на заказчика и потребует вторичной оплаты.

С самой оплатой наверняка тоже будет не все благополучно. Добиться от такого мастера прейскуранта невозможно. Вместо того чтобы хотя бы приблизительно назвать сумму, он начнет заводить рака за камень: мол, труба у вас старая, прокладок таких больше не достать (правда, у него случайно завалялась одна), стена гнилая…

Один из читателей рассказал свою историю, которая, впрочем, не поразила воображение. У него намертво забился слив на кухне. Ни прочистка сифона, ни вливание в трубу целой бутылки средства для ликвидации засоров не помогли. Пробка образовалась где‑то в стояке.

Звонок в управляющую компанию ничего хорошего не принес. Диспетчер пояснила, что данный вид работ является платной услугой, как и любой ремонт внутри квартиры, что она готова зарегистрировать заявку и передать ее мастерам: «вам перезвонят». Никто не перезвонил ни через час, ни через сутки. А диспетчер, которая после пяти-шести звонков ­заявителя уже узнавала его голос, повторяла лишь: «Ждите. Наверное, все сантехники заняты». И пришлось человеку набрать номер, указанный в объявлении на двери.

Мастер прибыл в течение часа-двух, оглядел раковину, сфотографировал ее, и сифон, и трубу и… позвонил: «Иваныч (Петрович, Гасаныч), что делать надо?». Голос что‑то долго говорил ему в ухо. В конце концов мастер вытащил из чемоданчика длинную проволоку, засунул ее в трубу, покрутил, и вода из раковины с шумом устремилась в водосток. Мастер удивился: «Так просто? Здорово!». Запросил 8 тысяч рублей, потому что «труба у вас чугунная».

Поскольку прямая связь чугуна с ценой отсутствовала, возник шумный торг, в результате которого стоимость работы была снижена вдвое. Мастер ушел, оставив бланк под названием «акт» и вписав в него одно слово «засор». Ни суммы платежа, ни подписи, ни названия компании. Лишь номер телефона. Того самого, из объявления.

Кто ответственен за подобные истории? Креативные рекламщики? Доверчивые граждане? Мас­тера, получающие консультации по телефону? Или управляющие компании, которые не в состоянии качественно организовать предоставление платных услуг? Пожалуй, последнее ближе всего к истине.

Люби и знай… свой счетчик

В доме зазвонил телефон… Почти все истории разводки начинаются с этих слов. Возможно, и эта не исключение. Хотя теперь, разобравшись, можно предположить, что позвонивший человек просто ошибся номером квартиры.

Он начал разговор неожиданно. Спросил, намерен жилец менять счетчик электроэнергии платно или бесплатно. Сама постановка вопроса вызвала недоумение: конечно, бесплатно. Но при этом слегка растерявшийся гражданин признал, что пока вовсе не думал менять счетчик. «А о чем же вы думали, интересно?» — с оттенком хамства поинтересовался звонивший. Продолжать разговор в таком тоне не имело смысла, поэтому гражданин даже не успел сказать, что счетчик поменял пару лет назад — с участием специалиста «Петроэлектросбыта».

Кто и зачем звонил? Теперь уже, наверное, и не узнаешь доподлинно. Как бы то ни было, программа бесплатной установки счетчиков действительно существует. И работает. Для всех, а не только для льготных категорий граждан.

Дело в том, что, согласно федеральным нормативным актам, счетчики электроэнергии должны быть собственностью энергетической компании, а не жильца. А для этого компания должна установить свои приборы. Сразу это сделать невозможно. В стране не хватит ни денег, ни специалистов, ни приборов. Поэтому принято решение производить постепенную замену счетчиков по мере их прихода в негодность: с истекшим сроком использования или сломанных. Есть также частные дома, где вовсе нет электросчетчиков. В них приборы тоже устанавливают бесплатно.

Как правило, в электрокомпании есть информация обо всех узлах учета. И уж, конечно, о тех, что нуждаются в замене. Гражданин сам может проверить это. Для этого следует зайти на сайт ПСК (Петербургской сбытовой компании), в раздел «бытовым потребителям (собственникам и арендаторам жилых помещений)», найти там подраздел «счетчики и показания», в нем открыть пункт «график замены счетчиков». И, немного прокрутив изображение вниз, увидеть таблицу поиска. В определенные графы требуется вписать населенный пункт, улицу и номер дома, корпуса и квартиры. Если искомая квартира есть в перечне, можно прямо здесь, в этом же разделе сайта, отправить заявку на бесплатную замену, указав удобную для визита мастера дату. А если квартиры в спис­ке нет, стало быть, замена пока не требуется.

В доме на Софийской улице, где живет герой этой истории, как следует из таблицы, счетчики нужно менять в 15 квартирах. Среди них нет той, куда был сделан звонок.

Услышав эту историю, специалис­ты ПСК отметили, что все работы по установке нового счетчика начинаются лишь после получения заявки и согласования сроков ее выполнения. В согласованную дату в квартиру позвонит сотрудник, имеющий на руках две доверенности: от Петербургской сбытовой компании и от подрядной организации «СтройЭнергоКом». Никаких иных мастеров к замене счетчиков электроэнергии подпус­кать не стоит.


#жкх #счетчик #сантехник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 128 (7704) от 15.07.2024 под заголовком «Специальность: жилец».


Комментарии