Специалисты начали заключительный этап восстановления первой советской атомной подлодки

Специалисты приступили к заключительному этапу восстановления первой советской атомной подлодки К-3 «Ленинский комсомол». В подготовительных работах по музеефикации этой субмарины, которой предстоит стать главным экспонатом кронштадтского Музея военно-морской славы, участвуют много петербургских инженеров и конструкторов. Работа у них непростая, ведь этот проект не имеет аналогов: разместить подводный корабль таких габаритов в крытом помещении на суше еще никому в мире не удавалось.

Специалисты начали заключительный этап восстановления первой советской атомной подлодки | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Главная проблема заключается не только в том, чтобы основательно, как на пьедестале, установить эту махину длиной 107,4 метра и шириной почти восемь метров на площадке формирующегося музея. Такую непростую работу, хоть и не без трудностей, специалисты выполнили, и довольно успешно.

Теперь же речь идет о том, чтобы максимально точно восстановить первую советскую и третью в мире атомную субмарину, с которой началось становление отечественного атомного подводного флота.

Этот головной корабль проекта 627 «Кит» прослужил верой и правдой на флоте 30 лет, а затем примерно столько же времени, ветшая и ржавея, ждал своей очереди на утилизацию. И вот после этого ветерану флота нужно вернуть былой бравый вид, превратив его в громадный музейный экспонат, — что тоже будет непросто.

Но уж если команде создаваемого в Кронштадте туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» удалось спасти знаменитую К-3 от печальной участи, то и с новой задачей, убеждают они, удастся справиться.

Чтобы безукоризненно восстановить и музеефицировать эту подвод­ную лодку, потребовалось собрать большой круг специалистов. В том числе сотрудников предприятий, проектирующих и строящих подлодку К-3. Побывав недавно на территории возводимого в Кронштадте Музея военно-морской славы, эксперты обследовали ее внутренние помещения и оценили состояние оставшегося там оборудования.

Сделать это требовалось для того, чтобы разобраться, какое оборудование все‑таки можно восстановить, а что из оснащения боевого корабля-ветерана придется воссоздавать. Эти утраченные компоненты нужно будет воспроизвести, используя сохранившиеся чертежи один к одному, и вернуть их на прежние места, завершив историческую реконструкцию.

TASS_56873781.jpg
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС


Обследование подлодки проводили представители Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения конструкторского бюро «Малахит», Кронштадтского морского завода и научно-исследовательского проект­но-технического бюро «Онега» (Северодвинск), входящие в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК).

Что же касается музеефикации К-3, в этой работе будут участвовать также сотрудники Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, Крыловского государственного научного центра, ОСК, московского Государственного исторического музея и других крупных организаций.

«Нам помогают ветераны-под­водники, служившие на К-3 и других атомных подлодках первых проектов, — отмечает Ксения Шойгу, руководитель проектного офиса по созданию кластера «Остров фортов». — Но это действительно большая работа. Ведь около 70 % оснащения К-3 было утрачено или пострадало от времени до такой степени, что не подлежит обновлению. Придется воссоздавать самое важное и интересное».

По ее словам, нужно также организовать внутреннее пространство подводного корабля так, чтобы в будущем можно было безопасно и комфортно проводить там экскурсии, рассчитанные на людей разного возраста. А согласно правилам пожарной без­опасности, водить экскурсионные группы позволяется лишь в помещении с шириной проемов не менее 1,8 метра и высотой два метра.

Ограниченное пространство внутри подлодки специалисты собираются «расширить», применяя современное мультимедийное оборудование. При этом одна из приоритетных задач проекта — сохранить историческую идентичность первенца отечественного атомного подводного флота.

Поэтому частично демонтировать оборудование из внутренних помещений нужно будет без ущерба исторической достоверности и смысловому содержанию экспозиции. И роль офицеров, служивших на атомных субмаринах проекта 627 и схожих проектов, конечно, тут неоценима.

TASS_56873271.jpg
ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

В последний раз специалисты, вовлеченные в эту работу, встречались с ними на исходе 2022‑го. Моряки-подводники Общества ветеранов 3‑й дивизии атомных подводных лодок Краснознаменного флота обещали помочь в поиске артефактов, связанных с историей К-3, оригинальных приборов, оборудования, принадлежностей личного состава и других аутентичных предметов для воссоздания утраченных интерьеров подлодки К-3.

По мнению музейщиков, в формирующуюся экспозицию нужно включить также фотографии, письма и личные документы подводников, которые поведают о службе и бытовых условиях офицеров, мичманов и матросов, чьи судьбы были связаны с этой знаменитой субмариной.

Другая важная тема будущей экспозиции — техническое оснащение музеефицированной К-3, на которой корабелы Северодвинска установили некогда самое передовое на тот момент оборудование. Это позволило головному «Киту», входившему в состав Северного флота ВМФ, совершить несколько дальних походов, пройдя около 128 тыс. морских миль. И первой из советских подлодок К-3 достигла в 1962 г. Северного полюса, подтвердив точность расчетов конструкторов и верность решений, принятых при создании этой субмарины.

Когда музей будет открыт (произойдет это летом текущего года), его посетители смогут увидеть пульт главной энергетической установки (два атомных ректора типа ВМ-А), ее полномасштабный макет в реакторном отсеке, комплекс оборудования, необходимого для обеспечения безопасного подледного плавания и полярной навигации, а также многое другое.

МЕЖДУ ТЕМ 

В здание строящегося Музея военно-морской славы подлодка К-3, стоит напомнить, прибыла в октябре 2022 года. Последние несколько лет до этого она стояла на судозаводе «Нерпа» (город Снежногорск Мурманской области). Затем была отбуксирована на Кронштадтский морской завод, сотрудники которого восстановили ее корпус, заменив поврежденные части. После чего подлодку доставили на Выборгский судостроительный завод, где ее разделили надвое, погрузили на могучую баржу «Атлант» и переправили в кронштадтский терминал «Моби Дик».

А уж оттуда в течение четырех ночей, чтобы не останавливать движение в городе, переместили на специальной платформе к зданию музея. Инженерно-логистический проект транспортировки К-3 (морской и сухопутный этапы) разрабатывался несколько месяцев. Никогда преж­де столь большое судно водоизмещением 4,7 тыс. и массой 2,5 тыс. тонн не перевозили таким путем к месту постоянного базирования.


#судно #подлодка #восстановление

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 13 (7342) от 25.01.2023 под заголовком ««Кит» взошел на пьедестал».


Комментарии