Спасенная «Зима» заговорила
Танцевальный зал грустит по пышным балам – все слышится ему давным-давно затихшая музыка, шуршание шелка и восторженность дебютанток: «Ах, как же любила танцевать Елизавета Петровна!»... А массивный чернильный прибор, кажется, вот-вот лопнет от собственной важности: «появление мое во дворце сопровождалось большой помпой» – его подарили императору Александру II на столетний юбилей Петергофской гранильной фабрики. Большой петергофский дворец в феврале отмечает 300-летие. В честь такого события некоторые экспонаты даже заговорили с посетителями – там открылась выставка «История в деталях».
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
– Замечаете что-то необычное в интерьере? Неужели нет? – на вопрос экскурсовода, начальника службы сохранения, изучения памятников культурного наследия ГМЗ «Петергоф» Ларисы Никифоровой наша группа отвечает молчанием, смущенные взгляды скользят по изящной росписи и золоту скульптур на Парадной лестнице.
– А теперь присядьте, пожалуйста! – Лариса Викторовна указывает на небольшую банкетку, на которую мы не обратили внимание. Если последовать совету, взгляд упирается в позолоченную деревянную скульптуру, которая теряется среди изобилия декоративного убранства. А ведь у этой хрупкой девушки с жаровней в руках своя непростая судьба. Из четырех деревянных скульптур XVIII века, олицетворяющих времена года, только ее, «Зиму», удалось спасти во время Великой Отечественной войны. Она не просто молча смотрит – разговаривает с каждым посетителем: «Отчетливо помню, как элегантные наряды вдруг сменили фуражки и сукно, пропитанное запахом дорожной пыли и махорки, затем тулупы, неуклюжие ряды детских валенок, скромные ситцевые платья...». Пронизанные ностальгией по чему-то прекрасному монологи от каждого из выбранных для выставки экспонатов можно прочитать в буклете-путеводителе, который выдается вместе с входным билетом каждому посетителю музея.
– Мы понимали, что любая выставка поблекнет на фоне позолоты, великолепного убранства, и решили по-иному заставить посетителей пережить пространство дворца, – объясняет идею Лариса Никифорова. – Когда вы идете экскурсией по дворцу, отдельные предметы, как правило, не замечаете. Поэтому выбрали несколько экспонатов, на которые постарались обратить внимание посетителя. Мы предлагаем ему внимательно рассмотреть их, осмыслить по-новому. Дворец готов к доверительному общению с публикой.
В общем-то, выставкой это назвать трудно. Скорее, акция. Или, как говорят сотрудники музея: «выставка без выставки». По всему дворцу расставлены подсказки: где-то небрежно брошено черное «кресло-мешок», где-то внимание привлекает черная наклейка на паркете. А в тронном зале напротив настоящего трона стоит бутафорский – тоже черный, словно срубленный из квадратов Малевича. Единственный цвет, способный, по мнению авторов выставки, зацепить взгляд посетителя среди всей сверкающей роскоши.
– Да, установка в таких исторических интерьерах неожиданных арт-объектов – мировая практика. В Версале постоянно устраиваются выставки современных художников, абсолютно провокационные по отношению к историческому интерьеру. Но для нас это определенная смелость, – говорит Лариса Никифорова.
«История в деталях» – одно из главных событий, приуроченных к празднованию 300-летия Большого петергофского дворца. К круглой дате музей сделал себе и всем посетителям подарок – теперь в его коллекции появился чайно-кофейный серебряный сервиз из шести предметов, принадлежавший великой княгине Ольге Николаевне, дочери Николая I. Он был изготовлен специально для ее приданого задолго до свадьбы.
– У серебра из приданого Ольги Николаевны довольно грустная судьба, – рассказывает заведующая музеем «Особая кладовая» ГМЗ «Петергоф» Нина Буланая. – Около полувека ее серебряные сервизы хранились при дворе в Штутгарте. А к началу XX века они совершенно вышли из моды, большая часть ушла с молотка. До сих пор на европейских аукционах встречаются единичные предметы. Поэтому сервиз – настоящая удача. Приехал он к нам из частной коллекции одного минского предпринимателя. Музей давно собирает серебро великой княгини, сегодня в коллекции свыше 80 предметов.
– Мы очень мало стали покупать, – посетовала генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая. – Министерство культуры вообще отказалось покупать произведения искусства для музеев, все закупается только на наши собственные бюджетные средства. Сегодня появилось слишком много желающих купить антиквариат, которые могут позволить себе за это заплатить, поэтому коллекционная деятельность музеев чрезвычайно осложнена. К тому же прибавился еще один негативный фактор: нам говорят, что сегодня на антикварном рынке до 70% подделок!..
Еще одно новшество – мультимедийный стол на выходе из экспозиции. Играя, можно узнать об истории Большого петергофского дворца, одним лишь движением пальца перемещаясь из XVIII века в конец XX. Или сделать макет собственного дворца в «архитектурном конструкторе».
До конца года в музее-заповеднике будут проходить события, приуроченные к юбилею, – выставки, конференции, праздники. Ближайшая выставка расскажет об эвакуации музейных ценностей в годы Великой Отечественной войны. Все празднования музей проведет на собственные средства – из федерального бюджета поступлений не было. Да что там юбилей! До сих пор не выделены деньги на проведение ремонта в Ропшинском дворце, хотя все нужные документы давно отправлены.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 027 (5400) от 17.02.2015.
Комментарии