Создание сети наземного метро — один из десяти приоритетов развития Петербурга
Развитая и удобная сеть наземного метро, то есть городские электрички, быстро доставляющие большие массы людей от окраин к центру мегаполиса и способные переместить пассажиров с юга на север за время, вдвое-втрое меньшее, чем это могут сделать обычные наземные виды общественного транспорта, — давняя мечта петербуржцев. Сегодня этот большой перспективный проект входит в губернаторскую программу, включающую десять приоритетов развития города. Он дорогой и масштабный, предполагающий серьезные объемы строительства и перестройку многих финансово-технологических процессов в организации транспортного обслуживания горожан. Можно сказать даже — иной идеологии и взаимоотношений государства с бизнесом.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Подступиться к решению такого рода задачи городу долгое время не удавалось. Но недавно властями был сделан первый шаг в этом направлении. По крайней мере первый административный барьер, мешавший полноценной интеграции железнодорожных перевозок в систему городского общественного транспорта, судя по всему, очень скоро падет.
Комиссия по транспорту ЗакСа подготовила проект закона Санкт-Петербурга о наделении правительства города полномочием по регулированию тарифа на перевозки населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения. Документ предлагает внести изменения в закон «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере железнодорожного транспорта на территории Санкт-Петербурга», чтобы город мог установить фиксированный тариф на железнодорожном транспорте во внутригородском сообщении и таким образом помочь интеграции электричек в транспортный каркас Северной столицы.
При чем здесь разграничение полномочий органов госвласти? Законопроект, когда он станет законом, позволит городскому правительству финансово поддерживать из средств госпрограмм компании, занимающиеся перевозками на железных дорогах. Конкретно — компенсировать им выпадающие из‑за введения фиксированного тарифа доходы так же, как это делается в отношении других городских перевозчиков. Цена вопроса — примерно 800 млн рублей — такую субсидию в следующем году бюджету придется направить железнодорожникам, по предварительным оценкам комитета по транспорту, озвученным на нулевых чтениях бюджета в ЗакСе. Законопроект обсудили в городском парламенте и уже одобрили его.
Пока речь идет лишь о едином фиксированном тарифе за разовую поездку. «Такой тариф на городском транспорте будет востребован среди пассажиров, так как предусматривает возможность экономии денежных средств при использовании разных видов транспорта, а также удобную систему валидации и способ пополнения транспортных карт, — комментирует законодательную новеллу депутат Дмитрий Павлов. И тут же поясняет: — Предполагается, что у горожан в скором времени будет возможность приобрести единый билет на разовую поездку на электричку + метро + автобус».
Это существенное уточнение. Потому что сам по себе новый единый тариф, который планируют ввести с 1 января 2026‑го, вряд ли порадует пассажиров электричек с самого начала. Точная стоимость разового проезда еще не названа, но известны обсуждаемые границы — от 56 до 65 рублей. В то время как действующий в настоящее время пригородный тариф «Стандарт» — всего 48,6 рубля за первые 20 километров пути (вне зависимости от дальности поездки на этом отрезке) и 2,43 рубля за каждый последующий километр после двадцатого. Тариф «Ласточка» чуть выше — 58 рублей за первые 20 км и 2,9 рубля за каждый последующий километр.
Проездные на все виды транспорта, включая электрички, существуют: это так называемый единый комбинированный билет (ЕКБ).
Но сейчас это простой пакет из двух проездных: городского единого проездного билета (ЕПБ — метро, автобус, троллейбус и трамвай) и абонемента для проезда на железной дороге. Соответственно, цена на них образуется сложением двух сумм — стоимости ЕПБ и билета на проезд по железной дороге в 30‑километровой зоне от городских вокзалов. В итоге месячный единый комбинированный проездной обходится петербуржцам в 7549 рублей (4489 руб. за ЕПБ и 3060 руб. — за ж/д абонемент). Аналогично с комбинированным пятидневным билетом, который сейчас стоит 1442 рубля (1127 руб. ЕПБ + 315 руб. электричка).
Субсидия, возмещающая железнодорожникам выпадающие доходы от нового тарифа, позволит включить поездки на электричках в стоимость единого проездного на все виды общественного транспорта без повышения его стоимости, а также запустить пересадочный тариф по типу нынешнего «90 минут», куда будут включены все поездки, в том числе и в пригородных электропоездах. А вот это уже станет существенным плюсом для жителей Петербурга.
Установление фиксированного тарифа для электричек является первым необходимым условием не только для перехода к единому с городским транспортом тарифному меню, но еще и шагом к созданию в городе сети наземного метро. Этот большой перспективный проект входит в губернаторскую программу, включающую 10 приоритетов развития города. Он предполагает создание сети городских электричек (прежде всего — диаметров). Для чего предстоит организовать железнодорожный транспортный обход, который выведет грузовые потоки за пределы города. Освободившиеся линии будут использоваться для перевозок пассажиров. «В рамках реализации проекта планируется обновление не менее 65 объектов инфраструктуры, включая строительство 36 платформ и благоустройство 23 остановочных пунктов», — сообщил недавно заместитель председателя комитета по транспорту Олег Матвеев.
Думается, никому не надо объяснять, как от этого изменится жизнь густонаселенных и удаленных от центра Красносельского, Курортного, Петродворцового, Пушкинского, Колпинского и других районов, где дороги перегружены, общественный транспорт работает на пределе возможностей и где автобусы в часы пик забиваются под завязку. Когда петербуржцы начнут ездить по единому месячному проездному с фиксированной ценой на всех видах транспорта, не высчитывая стоимость каждого этапа дороги, а только учитывая скорость и комфорт, пассажиропотоки неизбежно изменятся. Часть нагрузки с автобусов (и, соответственно, автодорог) переместится на рельсы и поезда, обладающие большей провозной способностью. Между удаленными районами и центром наконец‑то сформируются по‑настоящему крепкие, надежные и быстрые транспортные связи.
Но для этого уже сейчас необходима действительно системная и последовательная работа, в частности, по созданию пересадочных узлов с железной дороги на наземные виды городского транспорта. Причем с прицелом на перспективу. Например, в проект реконструкции Невского путепровода стоило бы заложить остановки автобусов на нем со спуском на железнодорожные платформы — и так по всей будущей сети. Тогда ж/д диаметр, когда он заработает, действительно превратится в линию наземного метро, заменив подземку там, где ее нет (альтернатива недостаточно развитому метро нужна городу как воздух). И, конечно же, перераспределит пассажиропоток между существующими перегруженными линиями, разгрузит их, как и улично-дорожную сеть. Еще одно следствие — это даст толчок развитию серого пояса, ведь как только в район приходит быстрый и пассажироемкий городской транспорт, жилые комплексы, бизнес-центры, магазины и прочая социалка начинают там расти как грибы под теплым летним дождиком…
Ожидается, что «тарифно-железнодорожная» реформа позволит увеличить пассажиропоток на железнодорожном транспорте внутри города с нынешних 48 миллионов до 180 млн человек в год, то есть почти в 3,8 раза. Но для этого городу и железной дороге помимо масштабных строительных задач придется решить множество, возможно, на первый взгляд мелких, но значимых для успеха всего предприятия проблем. Например, уже к началу 2026 года внедрить технологию чтения виртуального проездного билета (а с ним, заметим, и в городских транспортных средствах сегодня проблем немало) в турникеты Северо-Западной пригородной пассажирской компании. СЗППК обещает с будущего года подключиться к виртуальному «Подорожнику», но как дело пойдет на практике, пока неизвестно.
Секрет успеха городских электричек понятен как в теории, так и по позитивному опыту Москвы: это частые интервалы движения и востребованные населением маршруты вкупе с бесплатными и удобными пересадками. Петербург поставил перед собой такую задачу. И даже сделал на этом пути первый шаг.
МЕЖДУ ТЕМ
Межведомственная комиссия завершила формирование перечня объектов адресной инвестиционной программы Санкт-Петербурга на 2026 год и плановый период 2027 – 2028 гг. Ключевыми направлениями бюджетных инвестиций в следующем году станут развитие транспортного каркаса города, включая метростроение, а также промышленных зон и социальных объектов. В 2026‑м планируются к вводу в эксплуатацию порядка 70 новых объектов. Больше половины всего объема финансирования в проекте программы предусмотрено на проекты дорожно-транспортной инфраструктуры.
В рамках губернаторского приоритета «Удобный общественный транспорт» в будущем году начнется проектирование трамвайных линий, в том числе на проспекте Ветеранов, проспекте Авиаконструкторов, улице Маршала Казакова.
Читайте также:
С остановкой в Новой Лахте. На Сестрорецком направлении открыли новую железнодорожную станцию
Набирают высоту. Как продвигается строительство трёх новых станций ОЖД?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (8010) от 09.10.2025 под заголовком «Тариф желаний».





Комментарии