Социально значимый снос

Этот закон, разработка которого сейчас завершается, строже предыдущего, хотя и не лишен возможных лазеек для коммерсантов. И все бы ничего, если бы не сомнительное исключение, которое, по мнению некоторых экспертов, внесли в текст в интересах конкретного застройщика.

Социально значимый снос | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В Петербурге уже есть подобный закон – «О границах зон охраны объектов культурного наследия...». Он делит город на зоны и определяет, что можно и чего нельзя делать с застройкой в каждой из этих зон. Но документ содержит противоречия, которые застройщики научились умело использовать. Поэтому взамен ему решили сочинить новый.

В нем будет прописано, например, что запрещается менять «сформировавшуюся композицию застройки набережной реки Фонтанки с включением зданий различных стилистических характеристик, традиционных для Петербурга середины XIX – начала XX века». То есть регулирование застройки становится более детальным. По словам начальника управления зон охраны КГИОП Алексея Михайлова, если раньше в городе выделялись только большие охранные зоны, то теперь свои ограничения добавятся и в отдельных кварталах внутри этих зон.

Допустим такую ситуацию. Старинный дом пришлось снести (хотя этого делать нельзя), а на его месте построили новый – такой же с виду, как и старый... По ныне действующим правилам, воссозданное здание будет считаться обычной новостройкой без охранного статуса. В принципе хозяин может разрушить его и возвести на его месте что-нибудь более коммерчески выгодное. С принятием законопроекта – уже не сможет. Потому что вводится такое понятие, как восстановленное здание.

Подобных построек в городе только за последние 15 лет появилось до полусотни. Восстанавливаются они по-разному – иногда так, что сам архитектор не узнал бы. Самым вопиющим примером можно считать «Регент-холл» на Владимирской площади, который включил воссозданную стену Епархиального уездного училища. Не выйдет ли так, что это спорное сооружение окажется под государственной охраной? Возможно, что и с учетом этого случая в законопроекте проработан пункт о диссонирующих постройках.

Еще один пример – Загородный, проспект, 19. Совсем недавно здесь, во дворе, на месте старинной пятиэтажки, возведенной в 1898 – 1901 гг. архитектором Генрихом Бертельсом, построили новый восьмиэтажный жилой дом. Новостройка торчит в створе Социалистической улицы. Жителей старого дома переселили в Шушары, а здание снесли – несмотря на то что оно считалось историческим. Это удалось сделать, так как Смольный признал проект «социально значимым» для города.

Несмотря на возникший тогда скандал, в новом законопроекте «строительство объектов, имеющих особое значение для социального, экономического или культурного развития Санкт-Петербурга», по-прежнему допускается в обход ограничений. Правда, уточняется, что это единственный случай для отклонения от установленных режимов. И что критерии признания проекта социально значимым должны быть определены специальным городским законом.

Устанавливается запрет на отклонения от предельных параметров. Но исключение по-прежнему будет делаться для социально значимых объектов. Чтобы уменьшить число злоупотреблений, добавили оговорку: порядок признания зданий значимыми должен быть подкреплен отдельным городским законом.

Предельная площадь временных сооружений ограничивается (до 40 квадратных метров для летних кафе и 6 «для иных объектов»), но делается исключение для объектов, согласованных «на срок проведения публичных мероприятий». При этом не уточняется, что это за мероприятия. Здесь, вероятно, есть простор для фантазии бизнесменов.

В последние годы на окраинах Петербурга растут здания, которые влияют на панорамы центра. Так, возведенную на площади Конституции 42-этажную высотку «Лидер тауэр» можно разглядеть с Исаакиевской площади. Жилой корпус квартала «Европа сити» на проспекте Медиков встал в створе улицы Чапыгина. Как правило, такого рода проблемные постройки возводятся не в самих охранных зонах, где их можно было бы легко контролировать, а неподалеку от них.

Эксперт постоянной комиссии ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Борис Николащенко отметил, что следовало бы ввести специальные буферные зоны, как того требует международная конвенция. Но в законопроекте этого не предусмотрено.

Наконец, темное пятно в законопроекте может быть связано с реновацией квартала «Нарвская застава», расположенного между улицами Трефолева, Баррикадной, Промышленной и проспектом Стачек. По словам заместителя председателя Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александра Кононова, в документе делается исключение для десятка исторических зданий в этой местности. Их разрешается снести. Очевидно, с учетом того, что Смольный уже пообещал этот квартал под реновацию.

Между тем закон, по сути, уже готов. Он, вероятно, будет принят к лету следующего года. По крайней мере так считает еще один эксперт комиссии городского парламента Павел Никонов. К этому сроку документ должен быть рассмотрен Законодательным собранием.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (5601) от 08.12.2015.


Комментарии