Сорок метров на примата

В наступившем году Ленинградскому зоопарку исполняется 150 лет, и все это время он находится на Петроградской стороне. Впервые вопрос о том, что Зоопарку тесно в историческом центре и ему нужна более просторная площадка, обсуждали еще в 1909 – 1910 годах. Было выбрано новое место – Удельный парк, активисты начали сбор средств, ездили изучать европейский опыт по безвольерному содержанию животных. В частности, работу Франкфуртского зоопарка, который считался передовым. Собрали около 1 миллиона рублей, но дело заглохло, а потом пришла революция.

Сорок метров на примата | Перспективный проект Ленинградского зоопарка, 1932 год, представлен неизвестным автором под девизом «Марабу». Бумага, тушь, акварель. Из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Перспективный проект Ленинградского зоопарка, 1932 год, представлен неизвестным автором под девизом «Марабу». Бумага, тушь, акварель. Из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

К юбилею Зоопарка Музей истории Петербурга готовит выставку документов и материалов, связанных с планами переноса зверинца в район Суздальских озер. К идее нового зоопарка, просторного для братьев меньших, вернулись в 1931 году, когда был объявлен всесоюзный архитектурный конкурс. Была выбрана новая площадка – 171 гектар вокруг Верхнего и Среднего Суздальских озер с расчетной посещаемостью зоопарка до 30 тысяч человек в день. Если совместить архивные чертежи с современной картой, то зоопарк должен был располагаться на территории между Выборгским шоссе, Выборгской веткой железной дороги, Поклонногорской и Елизаветинской улицами.

Программа конкурса была опубликована в специальной брошюре, которая распространялась среди архитекторов (тираж одна тысяча экземпляров). Там подробно расписаны назначения 21 участка территории. Общая площадь зданий для содержания диких животных должна была превышать 35 тысяч кв. метров. Например, аквариум насчитывал 1,5 тыс. кв. метров, павильоны для страусов и такой же по площади для белых медведей – по 800 кв. метров, кошачьих – 2,5 тыс. кв. метров и т. д. К ним добавляется сельскохозяйственный отдел площадью 5 гектаров. Там должны были экспонироваться домашние животные.

Самый любопытный раздел программы конкурса – павильон человекообразных обезьян и отдел происхождения человека. Здание делится на три части. Первая – 1 тыс. кв. метров для содержания и показа приматов с летними и зимними индивидуальными помещениями из расчета 35 – 40 квадратов на одну особь.

Вторая часть – музейная. Она «четко отделяется архитектурно от первой» и должна рассказывать об эволюции приматов. Здесь на площади 800 кв. метров показаны реконструкции неандертальцев и других предков человека, а также мест, где они обнаружены. Описание третьей части достойно полного цитирования: «Посвящена дальнейшему историческому развитию человечества, возникновению классовой борьбы и т. д., должна быть закончена картиной, скульптурой, фреской апофеоза человечества при победе социализма во всем мире. Площадь по усмотрению автора».

Зверушкам все посчитано с точностью до метра, а на апофеоз социализма в зоопарке ничего не жалко. В духе времени девиз одного из проектов – «Воинствующий безбожник». Другие были более миролюбивы – «Марабу», «Человек».

Состав жюри был самым авторитетным, председатель не обозначен, первым в списке членов жюри в алфавитном порядке назван Андрей Белогруд, автор дома с башнями на пл. Льва Толстого. Среди запасных членов жюри – Владимир Щуко и Ной Троцкий.

Победителем стал проект коллектива архитекторов – В. В. Степанова, В. А. Витмана, А. П. Великанова. Они получили 10 тысяч рублей. Были отмечены еще семь проектов. В 1935 году в Ежегоднике архитекторов-художников были опубликованы эскизы схем планировки восьми проектов-лауреатов, а также схема, утвержденная городскими властями в 1932 году на основе результатов конкурса.

Из нее видно, что белые медведи должны были обитать примерно там, где сейчас находится пляж Верхнего Суздальского озера, копытные – в южной части территории, а слоны – ближе к железнодорожной станции Озерки. Из сохранившихся чертежей видно, что это были последние всплески конструктивизма, еще возможные при проектировании общественных зданий, хотя и утилитарных. В жилищном строительстве в те годы на смену конструктивизму уже приходил сталинский ампир.

Как объяснил нам ведущий научный сотрудник Музея истории Петербурга исследователь довоенной советской архитектуры Владимир Авдеев, в 1935 году эти проекты уже были бумажной архитектурой.

Но после убийства Кирова тема нового зоопарка (и еще некоторых знаковых проектов) исчезает с газетных полос. Новая городская власть во главе со Ждановым приняла решение развивать Ленинград в южном направлении на не затапливаемых наводнениями территориях. Зоопарк на Суздальских озерах оказался бы слишком далек от жилых районов.

Впрочем, была в этой истории еще одна короткая глава. В 1946 году, когда от идеи развития города на юг отказались, в институте «Ленпроект» в мастерской архитектора Лялина был подготовлен генеральный план Ленинградского зоопарка... снова в Удельном парке. Он имел более простую схему, чем «озерные» проекты 1931 года. От павильонов отходила радиальная сетка аллей, которая связывала их между собой. Основные аллеи соединяли входы в зоопарк с главными павильонами. Но и этому стройному, строгому замыслу не суждено было осуществиться.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 009 (5382) от 22.01.2015.


Комментарии