Главная городская газета

Солнце в «паруса»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Какое будущее ждет автовокзалы Петербурга?

Автовокзал «Южный» в составе транспортно-пересадочного узла «Купчино» значительно улучшит транспортное обслуживание жителей юга Петербурга и уменьшит нагрузку на улично-дорожную сеть центра, но не обеспечит в полном объеме обслуживание международных и межрегиональных автобусных маршрутов всех направлений.... Читать полностью

К Исаакию вернулся фонарик

Ко Дню города один из главных символов Петербурга Исаакиевский собор предстанет в своем первозданном виде. Основные реставрационные работы на главном куполе собора, включая световой фонарик и крест, закончены. Читать полностью

Как метаморфозы «Ночи музеев» стали ее «элементами»

Более 95 тысяч человек посетили «Ночь музеев» в Петербурге, по сравнению с 2017 годом количество гостей увеличилось на 5 тысяч. Именно на такие цифры ориентируются организаторы акции, больше за 12 часов работы - с шести вечера до шести утра музеи не могут принять физически. Читать полностью

Поздравление с 315-летием Санкт–Петербурга от полпреда президента РФ по СЗФО Александра Беглова

Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов поздравил петербуржцев с Днем города. Читать полностью

Как «Чижик» прижился в Петербурге

Зеленобокий длиннохвостый «Чижик», запущенный в первый «полет» по трамвайному маршруту № 8 в начале марта этого года, вошел в рабочий ритм: на трассе протяженностью 4,6 км пассажиров перевозят семь вагонов, выполняя рейс за 16 - 17 минут. Читать полностью

Летний дворец готов принять посетителей

26 мая для петербуржцев и гостей города открывает свои двери Дворец Петра Великого. Читать полностью
Реклама
Солнце в «паруса» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В акватории «Ленэкспо» прошла первая в городе «Солнечная регата» – международные инженерные соревнования моторных судов, работающих без единой капли бензина, исключительно на солнечной энергии.

– Ребята, к чему эти провода присоединять?

– Кто-нибудь видел пассатижи? Очень надо!

На причале веселая суматоха: студенты Корабелки в спешке прилаживают тонкие солнечные батареи на свою «Мандаринку» – фанерную лодку, поблескивающую недавно залакированными боками.

Когда все наконец готово и лодка соскальзывает в воду, оказывается, что корабелы плохо прикрепили винт, и тот затонул. Проплывающий мимо моторный катер приходит на выручку и подталкивает беспомощную «посудину» к берегу.

Потом ребята раздобыли где-то второй винт, и во время гонки «Мандаринка» даже обогнала своего питерского конкурента – ярко-желтую «Амон Ра». Построенная студентами Политеха лодка выглядела, как гоночный болид, и казалось, что именно она, рассекая своим острым носом воду, приплывет первая. Но на удивление неплохо плыл катамаран студентов из Московского университета машиностроения, которые особо не озадачивались и прилепили солнечные панели просто-напросто скотчем.

А самым серьезным соперником оказалась команда из Рязани. Их «Аврора» так стремительно оторвалась от конкурентов, что те напоминали эскорт из вылезших на сушу черепах. Все дело в том, что ребята построили первую в стране «солнечную» лодку на подводных крыльях. И если скорость соперников составляла 5 – 10 км/час, то рязанская может достигать 35 км/час. А спроектировали судно молодые сотрудники конструкторского бюро, которое занимается робототехникой. «Солнечная» лодка для них – интересный эксперимент, возможность поработать с новыми технологиями в области альтернативной энергетики.

– Крылья выполнены из титана, это очень сложная конструкция, – рассказывает капитан команды «Аврора» Виталий Савельев. – При максимальном разгоне, который позволяют сделать суперконденсаторы, днище отрывается от воды и движение происходит на крыльях. Это обеспечивает намного меньшее сопротивление воды. Но в управлении есть много нюансов. При резком повороте лодка опускается на воду. Основной принцип здесь – максимальный разгон и движение по прямой линии. Когда нужно повернуть, пилот сбрасывает скорость и судно опускается. А потом снова приходится разгоняться.

Стоимость лодки составила порядка миллиона рублей. И солнечные панели вовсе не самая затратная ее часть, дороже всего обошлись накопители энергии. Емкости аккумуляторов хватает на час движения в пасмурную погоду. Но если не прилаживать крылья и другие многочисленные «примочки», которые больше нужны для соревнований, стоимость судна в производственных условиях значительно снизится.

– Эта лодка экологически чистая: у нее нет ни выбросов масла, ни газов, – продолжает Савельев. – Ее можно использовать на закрытых хранилищах, на территориях заповедников. Она может применяться как речное такси или быть прекрасной заменой для рыболовных судов.

Соревнования лодок на солнечных панелях впервые состоялись в прошлом году в Москве. Подобные гонки уже более двадцати лет проходят в других странах. Идея провести подобные состязания у нас родилась у выпускников бизнес-школы «Сколково».

– Это не спорт: мы не хотим показать, что это быстро или красиво. Мы хотим пропагандировать экологическую культуру в этом направлении, – объясняет президент оргкомитета «Солнечной регаты» Евгений Казанов.

По словам Казанова, молодых специалистов из команд-победителей уже готовы взять на работу новосибирский завод «Лиотех», который производит аккумуляторы, и Рязанский завод металлокерамических приборов – российский поставщик солнечных панелей. Кстати, построенные к соревнованиям лодки на 90% состоят из отечественных комплектующих. Что-то производители дают студентам бесплатно, что-то на время.

– В Европе с 2050 года весь транспорт будет переведен на электродвигатели. Мы пытаемся показать людям, что это возможно, ведь пока для многих это диковинка, – продолжает Казанов. – У нас часто говорят: «В Петербурге солнца нет, в Москве солнца нет». Но в соседней Финляндии ребята уже много лет гоняют на таких лодках...

– В прошлом году альтернативная возобновляемая энергетика в мире составила 660 гигаватт, в то время как в России всего вырабатывается 230 гигаватт. То есть она по своему объему уже почти втрое превышает всю нашу атомную энергетику и другие мощности, – говорит Евгений Казанов. – При этом эффективность солнечных панелей ежегодно увеличивается, они становятся дешевле. В России пока очень мощное нефтяное лобби, и это противодействие мы тоже чувствуем. Но мы в любом случае придем к солнечной энергетике. У нас огромные для этого возможности.

Теперь в планах организаторов «Солнечной регаты» устроить соревнования на Байкале, в Нижнем Новгороде, Казани и в других городах, где развит водно-моторный спорт. А еще – запустить «солнечную лодку» по маршруту Москва – Астрахань, чтобы показать, как без единой капли бензина можно пройти более трех тысяч километров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook