Солнце в «паруса»

В акватории «Ленэкспо» прошла первая в городе «Солнечная регата» – международные инженерные соревнования моторных судов, работающих без единой капли бензина, исключительно на солнечной энергии.

Солнце в «паруса» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

– Ребята, к чему эти провода присоединять?

– Кто-нибудь видел пассатижи? Очень надо!

На причале веселая суматоха: студенты Корабелки в спешке прилаживают тонкие солнечные батареи на свою «Мандаринку» – фанерную лодку, поблескивающую недавно залакированными боками.

Когда все наконец готово и лодка соскальзывает в воду, оказывается, что корабелы плохо прикрепили винт, и тот затонул. Проплывающий мимо моторный катер приходит на выручку и подталкивает беспомощную «посудину» к берегу.

Потом ребята раздобыли где-то второй винт, и во время гонки «Мандаринка» даже обогнала своего питерского конкурента – ярко-желтую «Амон Ра». Построенная студентами Политеха лодка выглядела, как гоночный болид, и казалось, что именно она, рассекая своим острым носом воду, приплывет первая. Но на удивление неплохо плыл катамаран студентов из Московского университета машиностроения, которые особо не озадачивались и прилепили солнечные панели просто-напросто скотчем.

А самым серьезным соперником оказалась команда из Рязани. Их «Аврора» так стремительно оторвалась от конкурентов, что те напоминали эскорт из вылезших на сушу черепах. Все дело в том, что ребята построили первую в стране «солнечную» лодку на подводных крыльях. И если скорость соперников составляла 5 – 10 км/час, то рязанская может достигать 35 км/час. А спроектировали судно молодые сотрудники конструкторского бюро, которое занимается робототехникой. «Солнечная» лодка для них – интересный эксперимент, возможность поработать с новыми технологиями в области альтернативной энергетики.

– Крылья выполнены из титана, это очень сложная конструкция, – рассказывает капитан команды «Аврора» Виталий Савельев. – При максимальном разгоне, который позволяют сделать суперконденсаторы, днище отрывается от воды и движение происходит на крыльях. Это обеспечивает намного меньшее сопротивление воды. Но в управлении есть много нюансов. При резком повороте лодка опускается на воду. Основной принцип здесь – максимальный разгон и движение по прямой линии. Когда нужно повернуть, пилот сбрасывает скорость и судно опускается. А потом снова приходится разгоняться.

Стоимость лодки составила порядка миллиона рублей. И солнечные панели вовсе не самая затратная ее часть, дороже всего обошлись накопители энергии. Емкости аккумуляторов хватает на час движения в пасмурную погоду. Но если не прилаживать крылья и другие многочисленные «примочки», которые больше нужны для соревнований, стоимость судна в производственных условиях значительно снизится.

– Эта лодка экологически чистая: у нее нет ни выбросов масла, ни газов, – продолжает Савельев. – Ее можно использовать на закрытых хранилищах, на территориях заповедников. Она может применяться как речное такси или быть прекрасной заменой для рыболовных судов.

Соревнования лодок на солнечных панелях впервые состоялись в прошлом году в Москве. Подобные гонки уже более двадцати лет проходят в других странах. Идея провести подобные состязания у нас родилась у выпускников бизнес-школы «Сколково».

– Это не спорт: мы не хотим показать, что это быстро или красиво. Мы хотим пропагандировать экологическую культуру в этом направлении, – объясняет президент оргкомитета «Солнечной регаты» Евгений Казанов.

По словам Казанова, молодых специалистов из команд-победителей уже готовы взять на работу новосибирский завод «Лиотех», который производит аккумуляторы, и Рязанский завод металлокерамических приборов – российский поставщик солнечных панелей. Кстати, построенные к соревнованиям лодки на 90% состоят из отечественных комплектующих. Что-то производители дают студентам бесплатно, что-то на время.

– В Европе с 2050 года весь транспорт будет переведен на электродвигатели. Мы пытаемся показать людям, что это возможно, ведь пока для многих это диковинка, – продолжает Казанов. – У нас часто говорят: «В Петербурге солнца нет, в Москве солнца нет». Но в соседней Финляндии ребята уже много лет гоняют на таких лодках...

– В прошлом году альтернативная возобновляемая энергетика в мире составила 660 гигаватт, в то время как в России всего вырабатывается 230 гигаватт. То есть она по своему объему уже почти втрое превышает всю нашу атомную энергетику и другие мощности, – говорит Евгений Казанов. – При этом эффективность солнечных панелей ежегодно увеличивается, они становятся дешевле. В России пока очень мощное нефтяное лобби, и это противодействие мы тоже чувствуем. Но мы в любом случае придем к солнечной энергетике. У нас огромные для этого возможности.

Теперь в планах организаторов «Солнечной регаты» устроить соревнования на Байкале, в Нижнем Новгороде, Казани и в других городах, где развит водно-моторный спорт. А еще – запустить «солнечную лодку» по маршруту Москва – Астрахань, чтобы показать, как без единой капли бензина можно пройти более трех тысяч километров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5471) от 03.06.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...