Главная городская газета

Солнце в «паруса»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Летний бум граффити: новый петербургский тренд

«СПб ведомости» обратили внимание на один из главных трендов этого лета в Петербурге – появление стрит-арт работ, таких разных и противоречивых. Читать полностью

Как провел ЧМ-2018 главный аэропорт Петербурга

Пулково занимает четвертое место в России по объему пассажиропотока. Как же аэропорт справился с многочисленным наплывом команд и болельщиков мундиаля? Читать полностью

Городские мероприятия остановят движение транспорта в Петербурге

В праздничные дни отдыхающим автомобилистам стоит переквалифицироваться в пешеходов. А работающим - заранее побеспокоится о своем маршруте. Читать полностью

В центре Петербурга сарай пристроился к истории

На 8-й Советской улице, 4, самовольно построили двухэтажное заведение общественного питания, второй этаж которого сколотили из досок. Городские власти требуют снести этот архитектурный эксперимент. Читать полностью

Около «Лахта Центра» появится поликлиника

Строительство многопрофильного стационара одобрено властями Петербурга. Договоренность о создании учреждения была заключена на ПМЭФ-2018. Читать полностью

Петербургскую школу дзюдо имени Рахлина отреставрируют за 2,4 млн рублей

Смольный одобрил проведение ремонтных работ в образовательном учреждении имени Анатолия Рахлина. Именно этот тренер когда-то обучал президента России Владимира Путина. Читать полностью
Реклама
Солнце в «паруса» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В акватории «Ленэкспо» прошла первая в городе «Солнечная регата» – международные инженерные соревнования моторных судов, работающих без единой капли бензина, исключительно на солнечной энергии.

– Ребята, к чему эти провода присоединять?

– Кто-нибудь видел пассатижи? Очень надо!

На причале веселая суматоха: студенты Корабелки в спешке прилаживают тонкие солнечные батареи на свою «Мандаринку» – фанерную лодку, поблескивающую недавно залакированными боками.

Когда все наконец готово и лодка соскальзывает в воду, оказывается, что корабелы плохо прикрепили винт, и тот затонул. Проплывающий мимо моторный катер приходит на выручку и подталкивает беспомощную «посудину» к берегу.

Потом ребята раздобыли где-то второй винт, и во время гонки «Мандаринка» даже обогнала своего питерского конкурента – ярко-желтую «Амон Ра». Построенная студентами Политеха лодка выглядела, как гоночный болид, и казалось, что именно она, рассекая своим острым носом воду, приплывет первая. Но на удивление неплохо плыл катамаран студентов из Московского университета машиностроения, которые особо не озадачивались и прилепили солнечные панели просто-напросто скотчем.

А самым серьезным соперником оказалась команда из Рязани. Их «Аврора» так стремительно оторвалась от конкурентов, что те напоминали эскорт из вылезших на сушу черепах. Все дело в том, что ребята построили первую в стране «солнечную» лодку на подводных крыльях. И если скорость соперников составляла 5 – 10 км/час, то рязанская может достигать 35 км/час. А спроектировали судно молодые сотрудники конструкторского бюро, которое занимается робототехникой. «Солнечная» лодка для них – интересный эксперимент, возможность поработать с новыми технологиями в области альтернативной энергетики.

– Крылья выполнены из титана, это очень сложная конструкция, – рассказывает капитан команды «Аврора» Виталий Савельев. – При максимальном разгоне, который позволяют сделать суперконденсаторы, днище отрывается от воды и движение происходит на крыльях. Это обеспечивает намного меньшее сопротивление воды. Но в управлении есть много нюансов. При резком повороте лодка опускается на воду. Основной принцип здесь – максимальный разгон и движение по прямой линии. Когда нужно повернуть, пилот сбрасывает скорость и судно опускается. А потом снова приходится разгоняться.

Стоимость лодки составила порядка миллиона рублей. И солнечные панели вовсе не самая затратная ее часть, дороже всего обошлись накопители энергии. Емкости аккумуляторов хватает на час движения в пасмурную погоду. Но если не прилаживать крылья и другие многочисленные «примочки», которые больше нужны для соревнований, стоимость судна в производственных условиях значительно снизится.

– Эта лодка экологически чистая: у нее нет ни выбросов масла, ни газов, – продолжает Савельев. – Ее можно использовать на закрытых хранилищах, на территориях заповедников. Она может применяться как речное такси или быть прекрасной заменой для рыболовных судов.

Соревнования лодок на солнечных панелях впервые состоялись в прошлом году в Москве. Подобные гонки уже более двадцати лет проходят в других странах. Идея провести подобные состязания у нас родилась у выпускников бизнес-школы «Сколково».

– Это не спорт: мы не хотим показать, что это быстро или красиво. Мы хотим пропагандировать экологическую культуру в этом направлении, – объясняет президент оргкомитета «Солнечной регаты» Евгений Казанов.

По словам Казанова, молодых специалистов из команд-победителей уже готовы взять на работу новосибирский завод «Лиотех», который производит аккумуляторы, и Рязанский завод металлокерамических приборов – российский поставщик солнечных панелей. Кстати, построенные к соревнованиям лодки на 90% состоят из отечественных комплектующих. Что-то производители дают студентам бесплатно, что-то на время.

– В Европе с 2050 года весь транспорт будет переведен на электродвигатели. Мы пытаемся показать людям, что это возможно, ведь пока для многих это диковинка, – продолжает Казанов. – У нас часто говорят: «В Петербурге солнца нет, в Москве солнца нет». Но в соседней Финляндии ребята уже много лет гоняют на таких лодках...

– В прошлом году альтернативная возобновляемая энергетика в мире составила 660 гигаватт, в то время как в России всего вырабатывается 230 гигаватт. То есть она по своему объему уже почти втрое превышает всю нашу атомную энергетику и другие мощности, – говорит Евгений Казанов. – При этом эффективность солнечных панелей ежегодно увеличивается, они становятся дешевле. В России пока очень мощное нефтяное лобби, и это противодействие мы тоже чувствуем. Но мы в любом случае придем к солнечной энергетике. У нас огромные для этого возможности.

Теперь в планах организаторов «Солнечной регаты» устроить соревнования на Байкале, в Нижнем Новгороде, Казани и в других городах, где развит водно-моторный спорт. А еще – запустить «солнечную лодку» по маршруту Москва – Астрахань, чтобы показать, как без единой капли бензина можно пройти более трех тысяч километров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook