Солнце в «паруса»

В акватории «Ленэкспо» прошла первая в городе «Солнечная регата» – международные инженерные соревнования моторных судов, работающих без единой капли бензина, исключительно на солнечной энергии.

Солнце в «паруса» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

– Ребята, к чему эти провода присоединять?

– Кто-нибудь видел пассатижи? Очень надо!

На причале веселая суматоха: студенты Корабелки в спешке прилаживают тонкие солнечные батареи на свою «Мандаринку» – фанерную лодку, поблескивающую недавно залакированными боками.

Когда все наконец готово и лодка соскальзывает в воду, оказывается, что корабелы плохо прикрепили винт, и тот затонул. Проплывающий мимо моторный катер приходит на выручку и подталкивает беспомощную «посудину» к берегу.

Потом ребята раздобыли где-то второй винт, и во время гонки «Мандаринка» даже обогнала своего питерского конкурента – ярко-желтую «Амон Ра». Построенная студентами Политеха лодка выглядела, как гоночный болид, и казалось, что именно она, рассекая своим острым носом воду, приплывет первая. Но на удивление неплохо плыл катамаран студентов из Московского университета машиностроения, которые особо не озадачивались и прилепили солнечные панели просто-напросто скотчем.

А самым серьезным соперником оказалась команда из Рязани. Их «Аврора» так стремительно оторвалась от конкурентов, что те напоминали эскорт из вылезших на сушу черепах. Все дело в том, что ребята построили первую в стране «солнечную» лодку на подводных крыльях. И если скорость соперников составляла 5 – 10 км/час, то рязанская может достигать 35 км/час. А спроектировали судно молодые сотрудники конструкторского бюро, которое занимается робототехникой. «Солнечная» лодка для них – интересный эксперимент, возможность поработать с новыми технологиями в области альтернативной энергетики.

– Крылья выполнены из титана, это очень сложная конструкция, – рассказывает капитан команды «Аврора» Виталий Савельев. – При максимальном разгоне, который позволяют сделать суперконденсаторы, днище отрывается от воды и движение происходит на крыльях. Это обеспечивает намного меньшее сопротивление воды. Но в управлении есть много нюансов. При резком повороте лодка опускается на воду. Основной принцип здесь – максимальный разгон и движение по прямой линии. Когда нужно повернуть, пилот сбрасывает скорость и судно опускается. А потом снова приходится разгоняться.

Стоимость лодки составила порядка миллиона рублей. И солнечные панели вовсе не самая затратная ее часть, дороже всего обошлись накопители энергии. Емкости аккумуляторов хватает на час движения в пасмурную погоду. Но если не прилаживать крылья и другие многочисленные «примочки», которые больше нужны для соревнований, стоимость судна в производственных условиях значительно снизится.

– Эта лодка экологически чистая: у нее нет ни выбросов масла, ни газов, – продолжает Савельев. – Ее можно использовать на закрытых хранилищах, на территориях заповедников. Она может применяться как речное такси или быть прекрасной заменой для рыболовных судов.

Соревнования лодок на солнечных панелях впервые состоялись в прошлом году в Москве. Подобные гонки уже более двадцати лет проходят в других странах. Идея провести подобные состязания у нас родилась у выпускников бизнес-школы «Сколково».

– Это не спорт: мы не хотим показать, что это быстро или красиво. Мы хотим пропагандировать экологическую культуру в этом направлении, – объясняет президент оргкомитета «Солнечной регаты» Евгений Казанов.

По словам Казанова, молодых специалистов из команд-победителей уже готовы взять на работу новосибирский завод «Лиотех», который производит аккумуляторы, и Рязанский завод металлокерамических приборов – российский поставщик солнечных панелей. Кстати, построенные к соревнованиям лодки на 90% состоят из отечественных комплектующих. Что-то производители дают студентам бесплатно, что-то на время.

– В Европе с 2050 года весь транспорт будет переведен на электродвигатели. Мы пытаемся показать людям, что это возможно, ведь пока для многих это диковинка, – продолжает Казанов. – У нас часто говорят: «В Петербурге солнца нет, в Москве солнца нет». Но в соседней Финляндии ребята уже много лет гоняют на таких лодках...

– В прошлом году альтернативная возобновляемая энергетика в мире составила 660 гигаватт, в то время как в России всего вырабатывается 230 гигаватт. То есть она по своему объему уже почти втрое превышает всю нашу атомную энергетику и другие мощности, – говорит Евгений Казанов. – При этом эффективность солнечных панелей ежегодно увеличивается, они становятся дешевле. В России пока очень мощное нефтяное лобби, и это противодействие мы тоже чувствуем. Но мы в любом случае придем к солнечной энергетике. У нас огромные для этого возможности.

Теперь в планах организаторов «Солнечной регаты» устроить соревнования на Байкале, в Нижнем Новгороде, Казани и в других городах, где развит водно-моторный спорт. А еще – запустить «солнечную лодку» по маршруту Москва – Астрахань, чтобы показать, как без единой капли бензина можно пройти более трех тысяч километров.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 098 (5471) от 03.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.