Солидный возраст. Реставраторы оценивают состояние бронзовой скульптуры «Быки»

В середине января свое место на Московском шоссе покинула монументально-декоративная пара «Быки». Демонтировать и перевезти скульптуру высотой 2,7 метра, почти три тонны весом, непросто. Но это было не первое путешествие творения Василия Демут-Малиновского.

Солидный возраст. Реставраторы оценивают состояние бронзовой скульптуры «Быки» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Яркий образец анималистического жанра, символизирующий мощь и силу природы, скульптор создал в 1827 году. Фигуры отлиты в мастерской на Васильевском острове талантливым литейщиком Антипом Дмитриевым. Первоначально их установили перед зданием городской бойни на углу Московского проспекта и набережной Обвод­ного канала, в советское время перенесли на Московское шоссе к воротам крупнейшего тогда в стране мясокомбината.

Осенью 1941 года быков опять потревожили: сняли с пьедесталов и доставили в Александро-Нев­скую лавру, где в Некрополе недалеко от могилы своего создателя они спасались от бомбардировок и артобстрелов до конца войны. Потом вернулись на прежнее место на Московском шоссе.

Солидный возраст — без малого два столетия, бытование под открытым небом, акты вандализма не могли не сказаться на состоянии скульптур. Как и отсутствие профессионального ухода. Этим скульптурам не повезло, они обойдены вниманием. Никто никогда не занимался их профессиональной реставрацией. Об этом нет документальных сведений.

Что совершенно очевидно, их не единожды красили. Об этом говорится в воспоминаниях Анны Остроумовой-Лебедевой. В военную зиму художница увидела окрашенных в серый цвет быков в Некрополе мастеров искусств. Она решила, что это для маскировки. На нашей памяти быков красили не раз, не исключено — тогда же, когда обновляли цвет ворот при въезде на мясокомбинат. Косметические методы уже мало помогали, состояние скульптур ухудшалось.

В 2021 году творение Демут-Малиновского вошло в коллекцию Музея городской скульптуры. Как сообщал музей, «на момент передачи скульптур для их спасения требовалась значительная, масштабная реставрация, проведение которой возможно только в условиях мастерской». Месяц назад, когда все согласования и разрешения были получены, скульптуры перевезли на территорию реставрационной мастерской «Наследие». У специалистов появилась возможность их обследовать, получить представление о конструктивных особенностях, состоянии сохранности и выяснить, из какого металла они отлиты. Бронзу не красят, на это обратила внимание еще Остроумова-Лебедева. В какой‑то момент возникло предположение, что Демут-Малиновский бронзе предпочел выколотную медь.

Сегодня символы мощи и силы природы надежно укрыты тепляком и хорошо освещены. На их телах расчищены от краски небольшие пробные участки. Специалисты музея и реставраторы провели первый совместный «консилиум». Можно сделать предварительные выводы.

Хорошая новость: быки — бронзовые.

Приятно убедиться в том, что быки бронзовые, — говорит старший научный сотрудник музея Надежда Ефремова. — Бронза изначально патинированная. Патина красивая, на ней имитация шкуры животного, что дает ощущение авторской проработки. Любая красочная поверхность это нивелирует. Хотелось бы сохранить памятник в первозданном виде.

Быки2_Д.jpgФОТО Александра ДРОЗДОВА

Теперь о печальном. Быков могли красить потому, что на их теле много отверстий и трещин. Возможно, они получили повреждения в военное время. Отверстия пытались заполнить шпаклевкой и известковым раствором, трещины зачеканить. Не исключено, что при расчистке они вскроются.

С близкого расстояния на скульптурах заметны технологические швы. Быков отливали по частям, и пока неясно, сколько этих частей, как они соединены. Толщина металла — примерно 1 см.

Скульптуры должны быть полыми внутри, но в некоторых местах, если постучать по металлу, звук глухой. Там могла остаться формовочная смесь. Люк, из которого ее вынимали, пока не обнаружен. Что творится у бронзовых великанов внутри — пока загадка.

Реставраторам придется разбираться и с тем, как закреплялся отломанный вандалами хвост. Надо открыть и посмотреть, какой крепежный элемент использован — кусок стальной трубы или дерево.

По пробным расчисткам можно понять, сколько слоев краски на быках. Пока нашли четыре. Наверняка их могло быть больше, где‑то обнаружатся следы предыдущих покрытий. Сейчас задача — расчистить поверхность скульп­тур до патины.

Итог встречи подвела заместитель генерального директора реставрационной мастерской «Наследие» Христина Шумилова:

Состояние скульптур полностью мы пока не видим. Оно нас тревожит. Предстоит удалить красочные и грунтовочные слои. Для вердикта надо подождать окончания расчистки.

Проведена проектная стадия: сделаны пробные расчистки, взяты пробы. Впереди — исследования. Когда вскрыли красочный слой, обнаружили историческую бронзу, которая, скорее всего, была не окрашена. Возник сформировавшийся слой патины на ее поверхности. Это значит, что нельзя применять даже щадящие методы абразивной расчистки. Только вручную, только с помощью смывок, растворителей, чтобы максимально сохранить слой исторической патины.

Предстоит выяснить, из скольких фрагментов отлита скульп­тура, как они были соединены. Видно, что есть следы чеканки стыковки фрагментов, но и следы пайки присутствуют. Надо понять, какого времени эти работы, когда они проводились. Нет истории бытования скульптур, все будет выясняться в процессе работы. Собирается историческая информация. Пока ее мало.


#реставрация #скульптура #быки

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 30 (7359) от 17.02.2023 под заголовком «Быкам ставят диагноз».


Комментарии