Сохраняем здравомыслие
«Две - четыре недели пассажиропоток в метро снизится, и это естественно», - говорят психологи. Происшедшее осознавать начнем тоже не раньше чем через две недели.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
- Страх - естественное состояние в ситуации угрозы, - говорил вчера в ТАСС Михаил Решетников, психиатр, ректор Восточноевропейского университета. - Но бояться нужно активно. Учитывая в том числе и международную ситуацию - не стесняться обращать внимание полиции на подозрительных людей и предметы.
- Страх конструктивен и помогает составить алгоритм действий. Ужас делает наше поведение деструктивным, - добавляет политический психолог Мария Пушкина.
Ужас уходит, если мы получаем ответ на вопросы «что происходит?» и «что делать?». Вообще-то источником информации должны быть власти. Не будет информации - вакуум забьется слухами: в молве будет расти количество бомб и заминированных станций.
Лжесообщения множатся необязательно по злобе.
- При психотравме наблюдается снижение интеллекта, - аккуратно отмечает профессор Решетников.
Да, мы можем временно поглупеть. И, как люди умные, должны это учитывать. Еще одна причина передавать слухи - переизбыток эмоций, а разрядку дает только публичность. В таком случае, говорят психологи, человек стремится «заразить» как можно большую аудиторию.
- Но город изменился, - констатирует Мария Пушкина.
Мы могли бы, как после московских терактов, со стыдом слушать истории о том, как на беде кто-то наживался. А мы видели, как обычные водители окликали растерянных прохожих: «Кому на север? Бесплатно!», «Кого на Петроградку?».
Любовь Секацкая, медицинский психолог из службы «Детский телефон доверия», говорит:
- Для нас обычны случаи телефонного подросткового хулиганства. Вчера таких «шуток» не было.
Мария Пушкина ссылается на американского социолога Нейла Смелзера. Тот сформулировал шесть этапов, через которые проходит общество, чтобы структурно измениться. На четвертом этапе происходит некое событие - и ускоренное изменение людей.
- К сожалению, все сценарии, после которых общество меняется, негативные. Война, теракт...
Покопавшись в памяти, вспоминаем, что вроде и в Москве мироеды были только в предыдущем теракте, а в последнем не было, не наживались... Вот уже как меряем: предыдущий теракт, последующий...
Психологи излагают правила первой помощи - скорее, самопомощи:
* сохранять осознанность. «Есть то, что от меня зависит, - говорит Любовь Секацкая. - После взрывов на Каширке мы с соседями не спали и боялись. Потом поставили на двери код, чего тогда еще не было принято».
* как в самолетной инструкции: родитель сначала надевает кислородную маску на себя, а потом на ребенка. В переводе на наши обстоятельства - сохраняем здравомыслие, тогда сможем поддержать других.
* заниматься обычными вещами - они не дают фиксироваться на тревоге. «Меня сегодня сотрудница порадовала. Спросила - а не пора сажать цветы?» - говорит Секацкая.
* осторожнее со слухами! Сейчас будет много «дефектной» информации.
Региональная благотворительная организация «Прерванный полет» открыла счет для сбора средств пострадавшим. Фонд, созданный в 2006 году после крушения самолета над Донбассом, не ограничивается авиакатастрофами. Помогал после трагедии «Невского экспресса», крушений туристских автобусов в Египте и Израиле. Счет - на сайте http://bort85185.spb.ru/
СПбГУ предлагает психологическую помощь: бесплатно, очно. Запись на прием +7-981-888-88-31 с 11.00 до 17.00.
Комментарии