Соединяя берега рек. Какие мосты восстановили в Петербурге за последние годы?

Вскоре должно начаться восстановление пешеходного моста «Красный судостроитель» через реку Охту, разобранного 15 лет назад. Он вновь соединит проспект Шаумяна с Малоохтинским кладбищем. Мы посчитали, какие переправы были восстановлены за последнее время.

Соединяя берега рек. Какие мосты восстановили в Петербурге за последние годы? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Первый переход через Охту почти в створе Магнитогорской улицы был построен в 1928 году. Ему дали наименование по предприятию, которое находилось при впадении Оккервиля в Охту, - «Красный судостроитель». Последняя версия переправы была создана в 1985 году: это две железобетонные опоры в русле реки и деревянные пролеты.

В 2004 году пролеты разобрали в связи с ветхостью. С тех пор из воды торчат только опоры, а на берегах сохраняются гранитные парапеты. Как писали «Санкт-Петербургские ведомости», на протяжении прошедших с тех пор лет власти не раз обещали восстановить мост, но до воплощения дело не дошло. Устав надеяться, Топонимическая комиссия упразднила название. Хотя и обещала его вернуть - если мост возродят.

Кстати, вновь навести эту переправу могут уже совсем скоро: «Мостотрест» получил на него деньги. По проекту, выполненному фирмой «Геомост», железобетонные опоры отремонтируют, а новые пролеты будут уже металлические. Их ширина составит чуть более двух метров, а общая длина - 65.

Официально работы называются капитальным ремонтом. Хотя по факту это реконструкция. Самый известный случай использования подобного эвфемизма имел место в 2005 - 2007 годах, когда был полностью снесен и отстроен в ином облике мост Лейтенанта Шмидта через Большую Неву, ставший после этого Благовещенским. Тогда, кстати, опоры не устояли. Все то время, что шел «ремонт», чуть выше по течению действовал мост-дублер, прозванный горожанами «Сыном лейтенанта Шмидта».

Не все знают что этот временный «сын» поучаствовал и в другом фундаментальном обновлении: в 2010 году из его конструкций собрали Большой Петровский мост, который связывает Южную дорогу Крестовского острова с улицей Савиной на соседнем Петровском. До его появления там была деревянная пешеходная переправа.

В 2019 году имел место лишь один случай, когда переправу «отремонтировали», заменив новой. Так произошло с Заповедным мостом, по которому Заповедная аллея пересекает реку Каменку. Оригинальная версия появилась в советское время. В выводах технического обследования говорится, что она была «спроектирована и построена с нарушением норм и имеет элементы, находящиеся в аварийном состоянии». Движение по новому Заповедному мосту пустили нынешним летом.

А вот мосту в Горской - так называется исторический район в составе Сестрорецка - повезло меньше. В мае он был заменен на... водопропускную трубу. Мост был переброшен в советское время через Горский ручей в створе Большой Горской улицы южнее перекрестка с улицей Краснодонцев. Он представлял собой монолитное железобетонное сооружение с ограждением из железобетонных свай, положенных вдоль края моста.

В июне вновь пустили народ на Банковский мост через канал Грибоедова. Его металлический пролет с деревянными досками покрытия был демонтирован в прошлом году, а в нынешнем возвращен на место. Внешне казалось, что конструкция полностью новая. Официальный представитель компании-подрядчика «Пилон» говорил, что, действительно, балки новые, но некоторые прежние элементы сохранены. Впрочем, в процентном соотношении количество новых и старых конструкций собеседник назвать затруднился. Не смогли прояснить ситуацию и в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, который выступал заказчиком.

Методом разборки сейчас ведется ремонт трех мостов - Камышинского через Лубью на Ржевке, 1-го моста Круштейна через Адмиралтейский канал и безымянного через ручей в поселке Александровская Пушкинского района на Волхонском шоссе возле переезда.

Годом ранее, в 2018-м, капитально отремонтировали два пешеходных моста в самом сердце Петербурга. Речь о Сенном и Мучном через канал Грибоедова. И там и там заменили так называемую прохожую часть - была деревянной, а стала металлической. Кстати, несмотря на то что канал признан памятником, КГИОП требовал лишь сохранения облика обеих переправ, и это условие было выполнено. А в случае с 2-м Елагиным мостом через Среднюю Невку (по нему можно попасть на Елагин остров с Рюхиной улицы) восстановили не только внешний облик, но и деревянное покрытие с деревянными же опорами.

Тогда же, в 2018-м, обновились две переправы в рамках проекта строительства моста Бетанкура через Малую Неву. Работы тогда затронули прилегающую территорию на трех островах - Декабристов, Серном и Петровском. И если Мало-Петровский мост через Ждановку после его замены внешне почти не изменился, то Серный мост через протоку Малой Невы преобразился кардинально: взамен деревянного перехода сделали железобетонный.

Список замененных (построенных заново на месте снесенных старых) мостов:

2014: Безымянный в микрорайоне Пулковское (через Пулковку в створе Петербургского шоссе).
2015: 14-й Каменноостровский.
2016: Старо-Пановский, безымянный в Сестрорецке (через Малую Сестру в створе улицы Воскова).
2018: Сенной, Мучной, 2-й Елагин, Мало-Петровский, Серный.
2019: Заповедный.

МЕЖДУ ТЕМ

Мосту Ветеранов, по которому одноименный проспект пересекает Дудергофку, подобный «капитальный ремонт» нужен действительно, и это видно невооруженным взглядом: он просел. При этом там нет никаких ограждающих конструкций, и ничто не препятствует свободному проходу людей и проезду трамваев. Власти о ситуации знают. «В связи с неравномерным прогибом консолей пролетного строения образовался зазор до 200 мм. За мостом ведется постоянный инструментальный контроль», - пояснили в «Мостотресте». В акте, составленном в мае 2018 года, говорится, что «за последние четыре года можно отметить замедление скорости нарастания прогиба». Причиной улучшения ситуации стало «устройство облегченной конструкции мостового полотна трамвайных путей». Звучит не слишком утешительно.

#мосты Петербурга #ремонт #благоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6589) от 16.12.2019 под заголовком «Соединяя берега рек».


Комментарии