Соединяя берега рек. Какие мосты восстановили в Петербурге за последние годы?
Вскоре должно начаться восстановление пешеходного моста «Красный судостроитель» через реку Охту, разобранного 15 лет назад. Он вновь соединит проспект Шаумяна с Малоохтинским кладбищем. Мы посчитали, какие переправы были восстановлены за последнее время.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Первый переход через Охту почти в створе Магнитогорской улицы был построен в 1928 году. Ему дали наименование по предприятию, которое находилось при впадении Оккервиля в Охту, - «Красный судостроитель». Последняя версия переправы была создана в 1985 году: это две железобетонные опоры в русле реки и деревянные пролеты.
В 2004 году пролеты разобрали в связи с ветхостью. С тех пор из воды торчат только опоры, а на берегах сохраняются гранитные парапеты. Как писали «Санкт-Петербургские ведомости», на протяжении прошедших с тех пор лет власти не раз обещали восстановить мост, но до воплощения дело не дошло. Устав надеяться, Топонимическая комиссия упразднила название. Хотя и обещала его вернуть - если мост возродят.
Кстати, вновь навести эту переправу могут уже совсем скоро: «Мостотрест» получил на него деньги. По проекту, выполненному фирмой «Геомост», железобетонные опоры отремонтируют, а новые пролеты будут уже металлические. Их ширина составит чуть более двух метров, а общая длина - 65.
Официально работы называются капитальным ремонтом. Хотя по факту это реконструкция. Самый известный случай использования подобного эвфемизма имел место в 2005 - 2007 годах, когда был полностью снесен и отстроен в ином облике мост Лейтенанта Шмидта через Большую Неву, ставший после этого Благовещенским. Тогда, кстати, опоры не устояли. Все то время, что шел «ремонт», чуть выше по течению действовал мост-дублер, прозванный горожанами «Сыном лейтенанта Шмидта».
Не все знают что этот временный «сын» поучаствовал и в другом фундаментальном обновлении: в 2010 году из его конструкций собрали Большой Петровский мост, который связывает Южную дорогу Крестовского острова с улицей Савиной на соседнем Петровском. До его появления там была деревянная пешеходная переправа.
В 2019 году имел место лишь один случай, когда переправу «отремонтировали», заменив новой. Так произошло с Заповедным мостом, по которому Заповедная аллея пересекает реку Каменку. Оригинальная версия появилась в советское время. В выводах технического обследования говорится, что она была «спроектирована и построена с нарушением норм и имеет элементы, находящиеся в аварийном состоянии». Движение по новому Заповедному мосту пустили нынешним летом.
А вот мосту в Горской - так называется исторический район в составе Сестрорецка - повезло меньше. В мае он был заменен на... водопропускную трубу. Мост был переброшен в советское время через Горский ручей в створе Большой Горской улицы южнее перекрестка с улицей Краснодонцев. Он представлял собой монолитное железобетонное сооружение с ограждением из железобетонных свай, положенных вдоль края моста.
В июне вновь пустили народ на Банковский мост через канал Грибоедова. Его металлический пролет с деревянными досками покрытия был демонтирован в прошлом году, а в нынешнем возвращен на место. Внешне казалось, что конструкция полностью новая. Официальный представитель компании-подрядчика «Пилон» говорил, что, действительно, балки новые, но некоторые прежние элементы сохранены. Впрочем, в процентном соотношении количество новых и старых конструкций собеседник назвать затруднился. Не смогли прояснить ситуацию и в комитете по развитию транспортной инфраструктуры, который выступал заказчиком.
Методом разборки сейчас ведется ремонт трех мостов - Камышинского через Лубью на Ржевке, 1-го моста Круштейна через Адмиралтейский канал и безымянного через ручей в поселке Александровская Пушкинского района на Волхонском шоссе возле переезда.
Годом ранее, в 2018-м, капитально отремонтировали два пешеходных моста в самом сердце Петербурга. Речь о Сенном и Мучном через канал Грибоедова. И там и там заменили так называемую прохожую часть - была деревянной, а стала металлической. Кстати, несмотря на то что канал признан памятником, КГИОП требовал лишь сохранения облика обеих переправ, и это условие было выполнено. А в случае с 2-м Елагиным мостом через Среднюю Невку (по нему можно попасть на Елагин остров с Рюхиной улицы) восстановили не только внешний облик, но и деревянное покрытие с деревянными же опорами.
Тогда же, в 2018-м, обновились две переправы в рамках проекта строительства моста Бетанкура через Малую Неву. Работы тогда затронули прилегающую территорию на трех островах - Декабристов, Серном и Петровском. И если Мало-Петровский мост через Ждановку после его замены внешне почти не изменился, то Серный мост через протоку Малой Невы преобразился кардинально: взамен деревянного перехода сделали железобетонный.
Список замененных (построенных заново на месте снесенных старых) мостов:
2014: Безымянный в микрорайоне Пулковское (через Пулковку в створе Петербургского шоссе).
2015: 14-й Каменноостровский.
2016: Старо-Пановский, безымянный в Сестрорецке (через Малую Сестру в створе улицы Воскова).
2018: Сенной, Мучной, 2-й Елагин, Мало-Петровский, Серный.
2019: Заповедный.
МЕЖДУ ТЕМ
Мосту Ветеранов, по которому одноименный проспект пересекает Дудергофку, подобный «капитальный ремонт» нужен действительно, и это видно невооруженным взглядом: он просел. При этом там нет никаких ограждающих конструкций, и ничто не препятствует свободному проходу людей и проезду трамваев. Власти о ситуации знают. «В связи с неравномерным прогибом консолей пролетного строения образовался зазор до 200 мм. За мостом ведется постоянный инструментальный контроль», - пояснили в «Мостотресте». В акте, составленном в мае 2018 года, говорится, что «за последние четыре года можно отметить замедление скорости нарастания прогиба». Причиной улучшения ситуации стало «устройство облегченной конструкции мостового полотна трамвайных путей». Звучит не слишком утешительно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (6589) от 16.12.2019 под заголовком «Соединяя берега рек».
Комментарии