Собор – это когда вместе

Заметной петербургской новостью последних дней стало обращение Санкт-Петербургской епархии к городским властям с предложением передать ей Исаакиевский собор.

Собор – это когда вместе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Из многочисленных комментариев на эту тему выделим слова Николая Бурова – директора городского учреждения культуры, которое здесь уместно назвать полностью: «Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» – Музей четырех соборов». Буров заявил, что обращение нарушает хрупкие отношения музея и церкви, которые выстраивались с 1990 года. Суть этих отношений заключается в том, что все четыре собора – Исаакиевский, Смольный, Сампсониевский и Спас-на-Крови предоставляются для богослужений по церковным праздникам и в другие заранее согласованные дни.

На фоне передачи церкви в ближайшее время Смольного собора, переговоров о передаче Сампсониевского собора и информации (неподтвержденной, но и неопровергнутой) о желании епархии получить и Спас-на-Крови речь фактически может идти о полной ликвидации одного из крупных и самых успешных музеев Петербурга.

Как тут не вспомнить слова, сказанные Александром Колякиным, директором Музея истории Петербурга, когда в очередной раз зашел разговор о передаче Петропавловского собора. Если от музея отнять этот собор, говорил он, то культурное учреждение прекратит свое существование в нынешней редакции.

Тогда чем станет музейная карта культурной столицы?

На просьбу нашей газеты к учредителю ГМП «Исаакиевский собор» – комитету по культуре прокомментировать ситуацию мы получили краткий ответ: все должно происходить в соответствии с действующим законодательством. Аналогичной была реакция на просьбу обозначить позицию по возможной передаче церкви Благовещенской усыпальницы, которая на сегодня является частью еще одного городского музейного учреждения – Музея городской скульптуры...

Эксперты напоминают, однако, что в наших законах хватает подводных камней. Да, существует федеральный закон о передаче религиозным организациям государственного имущества религиозного назначения, но одновременно действует и закон о Музейном фонде РФ. Все, что входит в этот фонд, неприкосновенно, и это касается как Исаакиевского собора, так и Благовещенской усыпальницы, где находятся мемориальные надгробия.

Не возникает ли между двумя этими законами противоречий?

Руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской епархии Наталья Родоманова считает, что нет. По ее словам, церковь не просит передать ей Исаакиевский собор в собственность, речь идет о передаче храма в безвозмездное пользование РПЦ на основании действующего законодательства. Собор-памятник в любом случае останется в собственности Санкт-Петербурга.

Соответственно, и предметы Музейного фонда РФ останутся в государственной собственности.

Вообще же, говорит Наталья Родоманова, в Санкт-Петербургской епархии хорошо осознают, о каком уникальном объекте идет речь и какая ответственность ляжет на РПЦ в случае передачи Исаакиевского собора:

«В Церкви понимают, что Исаакиевский собор – это уникальный памятник архитектуры, что там присутствуют самые разные образцы пластического искусства, требуется особое внимание специалистов.

Кроме того, в епархии имеется должность древлехранителя, профессионала со штатом сотрудников, отвечающих за реставрацию и сохранение памятников. При необходимости будут привлекаться организации, специализирующиеся на тех или иных вопросах, связанных с сохранением и использованием собора как объекта культурного наследия. И, безусловно, высококлассные специалисты и музейные работники, которые посвятили свою жизнь Исаакиевскому собору, будут востребованы и в условиях действующего храма.

Помимо древлехранителя за всеми процессами реставрации тщательно наблюдают сотрудники соответствующих комитетов города. Если речь будет идти о передаче собора в безвозмездное пользование, то будет составлен договор между городом и епархией, где учтут все вопросы по реставрации и сохранности здания».

Тем не менее спектр мнений о будущей судьбе Исаакия широк и разнообразен. Сторонники передачи собора епархии говорят о том, что любой храм строился для молитвы и в таком качестве должен использоваться. И не имеет принципиального значения, это скромная сельская церковь в глубинке или Исаакиевский собор. Напоминают также о том, что вход в музей-памятник сегодня стоит 250 рублей – тогда как в действующий православный храм вход свободен, и переход собора в руки епархии откроет его двери для многих горожан. Вспоминают в связи с этим передачу епархии Казанского собора: действующий храм является ныне важной точкой не только в религиозном, но и в культурном пространстве города.

Есть и те, кто скептически смотрит на передачу храма епархии. Появились даже суждения осторожных священнослужителей о том, что поддержание и реставрация такого собора не под силу никакой религиозной организации. Следовательно, она будет обращаться за казенными деньгами. Государство, конечно, не откажет, когда речь идет о памятнике, входящем в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но тогда возникает вопрос этический, говорят эти священнослужители, можно ли требовать храм, когда у церкви нет средств на его содержание.

На эти сомнения, впрочем, у сторонников передачи собора тоже есть ответ: согласно закону «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», бюджетные ассигнования на реставрацию памятников религиозного назначения вполне законны. Эта норма активно применяется и в нашем городе: средства петербургского бюджета направлялись в разное время и на реставрацию православных храмов, и на реставрацию фасада Соборной мечети, а прямо сейчас продолжаются работы в Казанском соборе и в буддийском храме.

...За рамками нынешних споров остался важный момент, на который время от времени обращает внимание музейное сообщество в подобных конфликтных ситуациях. В годы «пятилеток безбожия» и прочих антирелигиозных кампаний музейщики спасли от уничтожения тысячи произведений церковного искусства. Часто с риском запрета на профессию.

Советский опыт, к которому сейчас часто апеллируют, был сложнее примитивного безбожия. Многие годы тот же Исаакиевский собор работал как просветительский центр, где был не только маятник Фуко, но и рассказ о смысле и значении церковного искусства – икон, мозаик, росписи. Храм как светский музей – важная часть нашего культурного наследия, его не следует игнорировать.

Возможно ли совмещение в Исаакиевском соборе постоянных церковных служб и таких же регулярных образовательных программ – вопрос непростой и не праздный. Наталья Родоманова говорит, что в РПЦ «имеется опыт создания при храмах, имеющих особый историко-культурный статус, церковных музеев в форме частных негосударственных учреждений культуры, на которые возлагаются экскурсионно-просветительские функции». Но останутся ли такие экскурсии светскими?

Тем временем несколько депутатов ЗакСа и Союз работников культуры предложили провести городской референдум о судьбе Исаакиевского собора. Решили и мы обратиться с вопросом к своим читателями: а каким видите будущее Исаакиевского собора вы? Пишите нам в редакцию, а мы продолжим следить за развитием событий.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (5512) от 31.07.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.