Соблюдая законность. Как работала в годы Великой Отечественной прокуратура Ленинграда

«По законам военного времени: прокуратура Ленинграда в годы блокады» (12+) — так называется выставка, развернутая в главном здании Российской национальной библиотеки.

Соблюдая законность. Как работала в годы Великой Отечественной прокуратура Ленинграда | ФОТО iam_os on Unsplash

ФОТО iam_os on Unsplash

Как отмечают организаторы экспозиции, в городе-фронте работа прокуратуры приобрела особое значение. Несмотря на совершенно особые условия существования города, контроль за соблюдением законности имел важнейшее значение. Именно работники прокуратуры, наравне со всеми испытывавшие тяготы блокадной жизни, пресекали нарушения законности в самых разных сферах — распределения продуктов, обеспечения льгот для семей военнослужащих, соблюдения прав детей и инвалидов.

Как заметил на открытии выставки прокурор Петербурга Виктор Мельник, работа прокуроров в годы войны — настоящий подвиг. И представленные материалы помогают понять, в каких условиях они трудились и, несмотря ни на что, выполняли свои задачи по противодействию бандитизму, диверсиям, хищениям, измене Родине.

Городская прокуратура находилась в доме № 44 по Литейному проспекту (в то время он носил имя Володарского). Сотрудники вспоминали, что во время артобстрелов рядом не раз падали снаряды, и осколки залетали в кабинеты.

В декабре 1941 года Ленинградская городская и все 19 районных прокуратур были преобразованы в органы военной прокуратуры. Военным прокурором Ленинграда был назначен бригвоенюрист Антон Панфиленко, занимавший эту должность до 1943 года. Его преемником стал государственный советник юстиции 3‑го класса Анатолий Фалин. Всего в структуре городской и районных прокуратур в период блокады работали 392 человека.

Большинство уголовных дел, которые расследовались в то время, были подсудны военным трибуналам. Следствие по ним требовалось закончить в пятидневный срок. За два года, с 1 июля 1941 года по 1 июля 1943‑го, было расследовано 49 882 уголовных дела. 40 596 человек были привлечены к ответственности за прогулы, 750 человек — за дезертирство, 4023 человека — за мелкие кражи.

Крайне опасным видом преступ­ления было хищение продовольствия, карточек, а также подделка карточек. Накануне блокады за расхищение продовольствия должностные лица осуждались на срок от двух до трех лет лишения свободы, с началом блокады в среднем — на восемь лет, а с ноября 1941 года и до конца первой блокадной зимы за такие преступления приговаривали к высшей мере наказания.

Среди экспонатов выставки — публикации военных лет: сборники правовых актов, руководства для прокуроров, инструкции по различным вопросам, «Образцы следственных, прокурорских и судебных актов, применяемых в органах военной юстиции», подшивки журнала Народного комиссариата юстиции, прокуратуры СССР, Верховного суда СССР «Социалистическая законность» за 1941 – 1945 годы.


#выставка #блокада #прокуратура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7591) от 29.01.2024 под заголовком «Соблюдая законность».


Комментарии