Метод ОСВВ. Чье дело в Петербурге — «собачье»

Что делать с бездомными животными? На этот вопрос дал ответ городской суд - уничтожать! Нет, конечно, таких слов в решении не было. Там говорилось о том, что бродячих собак надо отлавливать и помещать в приюты. Но все же прекрасно понимают, что таковые в нашем городе и без того переполнены. Да и содержать там животное пожизненно никаких денег в бюджете не хватит. А значит, у пойманных на улице собак и кошек (да-да, под раздачу попали даже они) одна короткая дорога.

Метод ОСВВ. Чье дело в Петербурге — «собачье» | Обидеть слабого и беззащитного легко. А вот защитить... ФОТО Андрея ПРОНИНА/ИНТЕРПРЕСС

Обидеть слабого и беззащитного легко. А вот защитить... ФОТО Андрея ПРОНИНА/ИНТЕРПРЕСС

Взять и отменить

Такого исхода дела добилась жительница нашего города Светлана Антонова, которая подала иск с требованием запретить выпускать стерилизованных, вакцинированных и чипированных безнадзорных животных в их прежнюю среду обитания.

Напомним, что еще в 1995 году Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что отлов и умерщвление собак - неэффективный путь решения проблемы бездомных животных в городе. И только метод ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат) позволяет держать их численность под контролем.

Дело в том, что любая популяция, по словам экспертов, на истребление отвечает вспышкой размножения - оставшиеся на свободе животные производят вдвое большее потомство. То есть на место одной собаки будут приходить несколько новых, и процедуру отлова можно проводить до бесконечности. А она, к слову, стоит бюджетных денег. И немалых.

Метод же ОСВВ не только более гуманный, но и экономически выгодный. Надо потратиться лишь раз на отлов, стерилизацию, вакцинацию, лечение и чипирование. Далее собака, вернувшись в привычную среду, не дает занимать свою территорию другим особям и к тому же не оставляет потомства. В итоге за те же шесть-семь лет (средний срок жизни бездомного животного) денег будет истрачено гораздо меньше.

Программа ОСВВ действует в Петербурге с 2005 года в рамках принятой городским правительством концепции по гуманному отношению к безнадзорным животным. Вся эта работа 13 лет проводилась за счет бюджетных средств. Ежегодно она охватывала порядка 2,5 тысячи бездомных собак и кошек.

Ее реализация принесла ощутимые плоды: стай бездомных животных в городе почти не стало. Не было зафиксировано ни одного случая бешенства. Петербургский опыт не раз ставили в пример на федеральном уровне, его даже переняли несколько регионов. Да и нареканий, по словам начальника юридического отдела комитета по благоустройству Екатерины Трениной, от горожан на систему ОСВВ не поступало.

Но все, как говорится, до поры до времени. Отменить существующую систему решила жительница поселка Металлострой. Мол, бродячие собаки нарушают ее конституционное право на безопасную окружающую среду. Также заявитель указала, что работа по проведению лечебно-профилактических процедур якобы теряет смысл из-за того, что в естественной среде обитания животные заболевают, испытывают стресс (!) и нападают на людей. И даже привела шокирующие данные о том, что только за прошлый год бешеные собаки покусали более 6 тысяч (!) горожан (притом что последний случай бешенства был зафиксирован в Петербурге в далеком 1986 году).

На вопрос, откуда взялись столь впечатляющие данные, истица ответить не смогла.

Зато существует реальная статистика, которую привела вице-губернатор Анна Митянина. Так, за прошлый год в медицинские учреждения с жалобами на укусы животных обратились 3985 человек. Из них 2404 (!) пациента были покусаны домашними кошками, 1475 - собаками (причем подавляющее большинство отнюдь не бродячими). Оставшиеся 106 человек пострадали от других животных.

Тем не менее, здравому смыслу вопреки, суд согласился с аргументами истицы и постановил отловленных, стерилизованных и привитых животных в городскую среду не отпускать.

С глаз долой

Ситуация, прямо скажем, патовая. Если нельзя возвращать на улицу, то куда их девать? Содержать в приютах? Каких? Государственных в Петербурге нет, есть 9 частных. Но они переполнены.

- Да и найти владельца уличному животному совсем не просто, - считает президент благотворительного фонда «Друг» Андрей Волков. - Получится, что после проделанных ветеринарами недешевых манипуляций собаку придется усыпить. Тогда зачем тратить деньги на стерилизацию и вакцинацию?

Может, городу надо создавать собственные приюты? Но на какие деньги? Даже если пофантазировать и представить, что такие заведения построят, то только на содержание одной собаки потребуется около 200 рублей в сутки. А теперь давайте помножим эту сумму на количество бездомных животных.

По словам главы управления ветеринарии Петербурга Юрия Андреева, на отлов, кастрацию и вакцинацию уходит значительно меньше.

Кстати, тому примером Москва, где в отличие от северной столицы действует программа МБИ (массовое безвозвратное изъятие животных). Собак отлавливают и распихивают по приютам, в которых животные, как правило, быстро умирают. И что характерно - это не спасло столицу от бродячих собак.

Учредитель Фонда помощи бездомным животным Татьяна Черникова привела данные Института проблем экологии и эволюции. Так, согласно проведенному исследованию, в 1995 году в Москве насчитывалась 21 349 бродячих собак, в 2007-м их численность, несмотря на массовый отлов и уничтожение, увеличилась до 26 159. И это притом что на отлов и невозврат столица ежегодно тратит 934,7 млн рублей бюджетных денег.

В Петербурге же на ОСВВ расходуют в год только 7 млн рублей. В среднем в рамках программы ежегодно стерилизуют чуть более 2000 собак, и благодаря этому последние несколько лет численность безнадзорных животных стабильно держалась в пределах 5 - 7 тысяч.

А вот в Нижнем Новгороде, который перенял петербургский опыт, за два года действия программы ОСВВ численность бездомных собак снизилась на 40%.

Как подчеркивают специалисты, даже если убрать с улиц всех до единого псов, территория города - по крайней мере окраинные районы - пустой не останется: туда, скорее всего, придут обитатели леса. Вероятность появления диких животных, особенно вблизи лесных массивов, очень велика. Они потянутся за кормовой базой. Безнадзорные собаки как раз и сдерживают их экспансию.

В управлении ветеринарии не исключают, что на освобожденное место могут претендовать даже дикие кабаны, которые опасны не только как крупные агрессивные животные, но и как разносчики вируса африканской чумы свиней.

Именно такая проблема сейчас существует в Великобритании: после того как из Лондона «убрали» бездомных собак, в британскую столицу нахлынули лисы, которые с горожанами не церемонятся.

Кстати, в Петербурге ОСВВ сегодня практикуют и с бездомными кошками. Их отловом, кастрацией и вакцинацией, по просьбам жителей, занимаются частные волонтерские организации. После всех медицинских процедур часть кошек волонтеры пристраивают, а часть отпускают обратно - спасать людей от мышей и крыс. Зоозащитники уверены, что если решение суда затронет и котов, то это приведет к нашествию грызунов. А эта напасть пострашнее чумы будет.

Есть и еще один болезненный момент, который суд как-то не учел. Своим решением Фемида вольно или невольно развязала руки всевозможным зооненавистникам. В соцсетях уже появляются призывы готовиться к «сезону охоты»...

Как считает исполнительный директор приюта «Ленькин кот» Ольга Карпенок, люди, которые далеки от принципов гуманности, решение суда могут воспринять как «зеленый свет».

Не запретом, а спросом

Смольный готов обжаловать решение петербургского городского суда.

- Я не могу обещать, что решение будет в нашу пользу, но Петербург не будет отступать от гуманных принципов работы с безнадзорными животными, - сказал Юрий Андреев. - Решить проблему могло бы принятие на федеральном уровне закона об ответственном обращении с животными. Но он уже много лет «тормозится».

Как уверены эксперты, проблему надо решать не запретом на возврат собак на улицу, а ужесточением ответственности владельцев животных, которые являются главным источником регулярного пополнения бездомными четвероногими улиц Петербурга. Только эта ответственность должна быть явной, четко прописанной и весьма болезненной.

Ведь если кто-то взял в дом щенка, а потом наигрался и выбросил, не понеся за это никакого наказания, то он и дальше будет так делать. А вот если бы он за это был вынужден в троекратном размере возместить государственные расходы на отлов, содержание и вакцинацию этой собаки... Согласитесь, трижды бы подумал.

Например, в Нидерландах бродячих животных вообще нет. А секрет такого успеха прост. Большие налоги на содержание питомца и массовая стерилизация, чтобы предложение не превышало спрос. В Италии же за выброшенного на улицу питомца светит штраф 10 000 евро, условное наказание или заключение под стражу на год.

Ничего подобного в нашем законодательстве нет. Защита животных регламентируется только статьей 245 УК РФ, которая называется «жестокое обращение с животными», и совестью человека. Как показывает практика, этого мало.

Споры о создании нового закона длятся уже десятилетие. И пока они идут, на улице ежедневно появляются новые кошки и собаки, пополняя и без того огромную армию бездомных животных.

#животные #законы #инициативы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6316) от 07.11.2018 под заголовком «Собачье дело».


Комментарии