Снежный вал в протоке
Когда видишь, как по улицам Петербурга идут грузовики со снегом, даже мысли не возникает, куда они движутся: справились бы поскорее с обрушившейся на город метелью - и ладно. Но «прохудившиеся» небеса заставили удвоить усилия не только коммунальщиков: несладко пришлось и службам ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», которые принимают и утилизируют снежные горы. А для нового снегоплавильного пункта, открывшегося недавно на Васильевском острове, обильные осадки стали боевым крещением.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Понять, где находится этот пункт, нетрудно. Машины с белыми «шапками» на борту идут по Наличной улице и сворачивают направо от павильонов «Ленэкспо». Там, почти в конце Шкиперского Протока, среди гаражей и арочных складов разместилась не очень большая площадка (участок 27), куда такой груз свозили и в прежние годы. Снег лежал и таял естественным образом, вызывая озабоченность у экологов: в мегаполисе он, мягко говоря, не самый чистый, а до Финского залива рукой подать.
Специалисты принимали, само собой, меры. Но лучше всего было построить там стационарный снегоплавильный пункт (ССП). Тем более что технологические возможности это позволяли. В общем, так и поступили. В конце зимы, как раз перед обильным снегопадом, строители ввели в строй такой объект. Будто специально для того, чтобы он «подставил плечо», снизив нагрузку на действующие в других районах города пункты в самую тяжелую для них пору.
Помощь подоспела вовремя. Дорожники бросили на прорыв целую армию спецмашин, убирая в начале февраля по 55 - 60 тыс. кубов снега за сутки и больше, а в ночные часы на улицы города выводили около 200 снегопогрузчиков и свыше 300 самосвалов. При таких уборочных темпах «Водоканал СПб», где работают семь снегоприемных пунктов и 11 ССП, уже 5 февраля принял и переплавил миллион кубов снега, то есть содержимое 69 тысяч грузовиков.
По состоянию на 18 февраля, петербургские снегоплавильные пункты переработали 1 млн 122 тыс. кубометров снежных масс, а с учетом площадок, где они лежат, чтобы растаять под лучами весеннего теплого солнца, удалось достичь отметки 1 млн 626 тыс. кубов. И все эти снежные баррикады, покинув улицы и дворы города, отправились на утилизацию, система-то отработана.
Всего за пару с лишним недель василеостровский пункт, куда повезли снег не только со всего этого района, но и с Петроградской стороны, с некоторых улиц Центрального района, растопил 123,9 тыс. кубов.
Пункт на Шкиперском Протоке буквально завалили рыхлой «кашей», которая была у горожан под ногами. Его проектная производительность - 7 тыс. кубов в сутки (по этому параметру он встал в ряд с самыми крупными ССП), а снега доставляли в два-три раза больше. Бывали дни, когда сюда приходило до трехсот груженых машин в сутки. Колонна самосвалов выстраивалась в очередь порой и в дневные часы, не говоря об авральном ночном времени...
Понаблюдать за разгрузкой лучше всего, поднявшись по металлической лестнице в диспетчерский пункт. Весь небольшой участок, окруженный забором, за которым разбросаны разные производственные строения, тут как на ладони.
Вот, пыхтя и отдуваясь, огромный «КамАЗ» въезжает в ворота, и расположенное над ними электронное око моментально «считывает» объем груза. Пару лет назад петербургский «Водоканал» первым в России стал применять лазерный сканер на таких объектах, проверив его в тестовом режиме. Сегодня эти устройства действуют на ССП, расположенных в Колпине, на Рыбинской улице, 2, Петергофском шоссе, 77, и в некоторых других местах, а до конца текущего года будут установлены на всех остальных подобных пунктах.
Въехав на участок, машина разворачивается, поднимает кузов, и тяжелые сугробы лавиной обрушиваются в дробилки, проходя через крутящиеся металлические валы. На этой территории шесть таких сепараторов. Рядом кружат фронтальный погрузчик и мини-бульдозер, подсыпая в нутро шнеков снег из кучи, выросшей на площадке в авральные дни. Люди нередко работают на пределе возможностей, а железный механизм не должен испытывать перегрузки. У него определенная пропускная способность: каждые три минуты - одна машина, не чаще.
«Измельченные комья попадают в подземные камеры шестиметровой глубины, где их омывают сточные воды, подаваемые насосами из канализационного коллектора, - поясняет Олег Жантиев, заместитель директора филиала «Водоотведение СПб». - На один куб снега требуется пять кубометров воды, температура которой - 12 - 15 градусов».
Растаяв, жижа возвращается в ту же трубу и идет на очистные сооружения, а осадки работники «Водоканала» достают и увозят на полигон. По такой же примерно схеме действуют другие ССП, но «шкиперский» пункт имеет существенное отличие: у него нет своей насосной станции. Вода подается туда из напорного трубопровода Василеостровской канализационной системы. А это позволяет экономить расходы: предприятие ведь в любом случае тратит электроэнергию на перекачку воды.
«Дорожники перестали посыпать петербургские улицы солью, и правильно, - продолжает Жантиев, - но тут есть и неприятная для нас сторона: в снеге, привозимом на наши объекты, теперь больше песка. А значит, песколовки быстрее забиваются, приходится чаще останавливать оборудование на очистку».
И ладно бы только песок. В городском снеге, который впитывает как губка вредные элементы, содержащиеся в выхлопных газах, столько мусора, что диву даешься: осколки стекла, тряпки и прочее. Было время, часть снежных масс, убираемых с ленинградских улиц, попадала в Неву и другие городские реки. Со всеми вытекающими (прямиком в Финский залив) последствиями.
А Петербург-то растет, представляете, сколько подобного «добра» попадало бы в Невскую губу сегодня? «Водоканал Санкт-Петербурга» такую цифру имеет: с начала зимы предприятие отправило на полигон «Волхонка 2» для утилизации более 20 тысяч кубометров осадков сточных вод.
Комментарии