Главная городская газета

Снежный «сенокос»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Какое будущее ждет автовокзалы Петербурга?

Автовокзал «Южный» в составе транспортно-пересадочного узла «Купчино» значительно улучшит транспортное обслуживание жителей юга Петербурга и уменьшит нагрузку на улично-дорожную сеть центра, но не обеспечит в полном объеме обслуживание международных и межрегиональных автобусных маршрутов всех направлений.... Читать полностью

К Исаакию вернулся фонарик

Ко Дню города один из главных символов Петербурга Исаакиевский собор предстанет в своем первозданном виде. Основные реставрационные работы на главном куполе собора, включая световой фонарик и крест, закончены. Читать полностью

Как метаморфозы «Ночи музеев» стали ее «элементами»

Более 95 тысяч человек посетили «Ночь музеев» в Петербурге, по сравнению с 2017 годом количество гостей увеличилось на 5 тысяч. Именно на такие цифры ориентируются организаторы акции, больше за 12 часов работы - с шести вечера до шести утра музеи не могут принять физически. Читать полностью

Поздравление с 315-летием Санкт–Петербурга от полпреда президента РФ по СЗФО Александра Беглова

Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов поздравил петербуржцев с Днем города. Читать полностью

Как «Чижик» прижился в Петербурге

Зеленобокий длиннохвостый «Чижик», запущенный в первый «полет» по трамвайному маршруту № 8 в начале марта этого года, вошел в рабочий ритм: на трассе протяженностью 4,6 км пассажиров перевозят семь вагонов, выполняя рейс за 16 - 17 минут. Читать полностью

Летний дворец готов принять посетителей

26 мая для петербуржцев и гостей города открывает свои двери Дворец Петра Великого. Читать полностью
Снежный «сенокос» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

«Креветка» и «краб» – лучшие объекты для изучения снежной ситуации в Петербурге в целом. Здесь все пороки и изъяны системы как на ладони. Оба чудовищных надземных перехода через проспект Славы – «креветка» на Белградской улице и «краб» на Будапештской – зимой неизменно превращаются в труднопреодолимые препятствия.

Вот и сейчас: ступеньки – уже и не ступеньки вовсе. Снежный накат превратил их в скользкую горку, по которой, повиснув на перилах, карабкаются граждане. А пандус-серпантин, сооруженный для инвалидов, мамочек с колясками и велосипедистов, тем более становится особо опасным объектом. Для всех. И особенно – как раз для инвалидов и мамочек.

Не чистят?

Нет. Вроде чистят. Целая бригада – человек шесть в рыжих жилетах – гребет и гребет снег на «крабе». Но результатов нет и быть не может, потому что ни «креветка», ни «краб» не пригодны для быстрой и эффективной уборки. Когда их возводили, запамятовали, что сооружения зимой нужно как-то чистить. Техника – даже мини – на сооружение не въедет. Соль и песок, стало быть, нужно таскать наверх вручную. При этом еще хорошо бы разобраться, как повлияет эта адская смесь на металлическую конструкцию «креветки».

Снег и лед тоже нужно сгребать и транспортировать вниз вручную: на носилках или прямо на лопате. Можно, конечно, просто сбрасывать на проезжую часть проспекта прямо на поток машин или на тротуар, где припаркованы все те же машины, а еще идут пешеходы. Но это вряд ли правильно.

Вот и прокладывает бригада лопатами узенькую тропинку, чуть-чуть сдвигая снег к краям эстакады. Работа сложная, ювелирная, тяжелая. И бессмысленная. Такой ее сделала непродуманность и скороспелость решения о строительстве «креветок».

Нечто подобное можно наблюдать и в целом в системе очистки города от снега. Мало того что множество улиц и дворов объективно мало пригодны для технологичной механизированной и химизированной уборки (узко, извилисто, заставлено машинами, асфальтировано с уклоном не в ту сторону), так эта ситуация еще и усугубляется ежегодно путанными, непоследовательными правилами финансирования и организации уборки, странными технологиями.

У нас ведь граждане должны оплачивать уборку только тех площадей, которые значатся как общее имущество собственников дома. Внутри того 1,29 рубля с квадратного метра, ежемесячно взимаемого «за уборку и очистку», заложены копейки и на сброс снега с крыш, и на расчистку двора.

Впрочем, если двор не оформлен в качестве общего имущества, граждане все равно платят те же 1,29 рубля. Только управляющая компания уже считает, что это деньги за уборку узкой полоски – в две-три лопаты шириной – вдоль стен домов да дорожки от парадного к внутридворовому проезду. А за весь остальной двор должен платить город как собственник.

Город и не отказывается, дает деньги. Но потом – по весне, когда и снег уже растаял, и деньги собственников растрачены на непринадлежащие им объекты.

Как сделать финансирование уборки дворов прозрачным? Каким образом упорядочить оплату очистки территорий разной формы собственности? Это вопросы, которые уже много лет остаются без ответов. А сиюминутные проблемы очистки дворов, относящихся к городским землям, решаются еженедельными объездами губернаторов и вице-губернаторов, ором, выговорами и бесконечным прессингом со стороны районных администраций.

За уборку улиц – и тротуаров, и дорог – отвечает комитет по благоустройству и восемь специализированных предприятий. Внутри этой системы из года в год наблюдается причудливое сплетение подрядных и субподрядных отношений. Так, спецпредприятие может заключить договор на уборку тротуаров с местной управляющей компанией (УК), которая и под страхом смертной казни не признается жителям своей территории, что за узенький тротуар получит деньги из бюджета. УК в свою очередь может нанять так называемую клининговую компанию, в которой (по совместительству, очевидно) числятся дворники все той же УК. Зима – это пора сенокоса, если читатель понимает, о чем идет речь. Это пора, когда невозможно что-либо доподлинно проверить, измерить и просчитать.

Показателен прописанный в документах алгоритм уборки снега, сброшенного с кровли. За чистку снега, упавшего на тротуар с неба (в смысле из тучи) отвечает спецкомпания. А за снег, сброшенный с крыши, отвечает управляющая компания. За первый снег платит бюджет, за второй – граждане. А теперь осталось отделить первый снег от второго...

Результатом снегоочистительной работы, так уж повелось, считается не чистота города и комфорт горожан, а кубометры вывезенного или растопленного снега и тонны рассыпанной соли. Из таких вот единиц измерения эффективности работы органично вытекают и используемые технологии.

Вот приятная глазу картина: по тротуару немноголюдной улицы Седова юрко движется маленький аккуратненький bobcat. Но за ним остается «пунктир» из белых и черных пятен. Белые – утрамбованный снег, черные – солевые проплешины, тут же превращающиеся в лужи.

Редкие прохожие, естественно, старательно обходят эти лужи, протаптывая дополнительные дорожки на газонах. К вечеру черные проталины превращаются в грязное месиво, а на следующий день – покрываются ледяной коркой. Вопрос: зачем?

Еще картина. К остановке на Московском проспекте подходит автобус, как положено вплотную к поребрику. Из-под колес на граждан фонтаном летит грязная жижа. Граждане, чертыхаясь и отряхиваясь, садятся в автобус. Следом подходит другой автобус, и аккуратно, чтобы никого не окатить, останавливается в полуметре от поребрика. Граждане, чертыхаясь, ступают в грязную жижу, чтобы в него сесть.

Снегоуборщики разбрасывают по проспекту все ту же химию, которая моментально превращает снег в воду. Куда потом потечет эта вода, уже как бы и не их забота. Ибо сказано в правилах зимней уборки Петербурга, что патрубки ливневой канализации необходимо прочищать регулярно. Что такое «регулярно», кто и как должен этим заниматься, конкретно не сказано. Избавиться же от образующегося застойного болота без аварийных бригад «Водоканала» будет уже невозможно.

Так, в период нынешних новогодних каникул в режиме аврала пришлось отогревать и прочищать ото льда и мусора ливнестоки на Благодатной и Салова, на Ленинском и Московском проспектах, на Итальянской и на набережной реки Фонтанки, на Стрелке Васильевского острова. Ливневку очистили на десятках улиц. На очереди – еще десятки.

Все, что происходит в Петербурге каждой зимой в течение многих лет, – это хамство по отношению к людям и городу. Петербург мрачен, неопрятен, скользок и опасен. Горожане в заляпанной одежде, с мокрыми ногами, в синяках и ссадинах. Явственно чувствуется напряжение, атмосфера скандала. Похоже, новый вице-губернатор Игорь Албин не учел этого и посетовал в «Фэйсбуке» на капризность граждан: мол, все чего-то жалуются, вместо того чтобы взять лопату да и самим почистить свой двор. Ну и получил по полной. Ныне в Сети уже идет сбор подписей под требованием отставки «коммунального» вице-губернатора, который вместо методичной чиновной работы по совершенствованию системы уборки принародно предается философским размышлениям о человеческой лени и безответственности.


Прямая речь

Сергей МАЛИНИН, первый заместитель председателя комитета
по благоустройству Петербурга:

– Городские службы по благоустройству работают круглосуточно. В ночь с понедельника на вторник с нуля до трех часов в ожидании обильного снегопада провели предварительную обработку улиц и тротуаров. В пять часов – первое прометание, еще через пару часов – второе. В ночь было задействовано 1142 единицы техники, к полудню – 1450 машин разного назначения. Введено «ручное управление» уборкой города: все руководители служб на местах и контролируют ход работ.

Считаю, что с ситуацией на сегодня справляемся. Службам можно поставить оценку «удовлетворительно», поскольку решена главная задача – обеспечить безопасный проезд и проход по тротуарам... Хотя техники и людей не хватает примерно на 50%. По нормативам, для полноценной уборки города необходимо 11 миллиардов рублей на год, нам выделено на 2015-й около 6 миллиардов рублей.

Кроме техники на уборке улиц и тротуаров по нашему ведомству задействованы около 1100 работников «ручного труда». Это немного, но реалии таковы, что дворники увольняются, видимо, их не устраивает зарплата. А она такова: у специалистов механизированной уборки – 25 – 30 тысяч рублей, у дворников – до 25 тысяч рублей...


На машине по скользкой дороге

Ирина БОТУЗОВА

Только за первую половину «дня жестянщика», который пришелся на 13 января,
по предварительным данным, в городе произошло около 160 аварий.

По оперативной информации МЧС, аварии были зафиксированы практически во всех районах города, а также на КАД и ЗСД. Тяжелая обстановка была зафиксирована на подъезде к Вантовому мосту со стороны Кудрова. Фуры не могли заехать на мост и «тормозили» все остальное движение. На мосту Александра Невского на встречку вынесло автомобиль «Жигули», ДТП со смертельным исходом произошло на трассе «Нарва» (причиной аварии стала не столько скользкая трасса, сколько беспечность водителей, которые ехали на летней резине). По аналогичной причине произошло ДТП в Приморском районе. Там машина протаранила дорожное ограждение. По словам очевидцев, иномарка ехала по Школьной улице в сторону Липовой аллеи, в районе пересечения с переулком Серебрякова автомобиль повело в сторону – он развернулся на 360 градусов и снес около десяти метров ограды. В салоне были двое: пассажир не пострадал, водитель сломал палец на руке. А вот транспортное средство восстановлению не подлежит.

Судя по сообщениям синоптиков, напряженная ситуация на дорогах сохранится. Еще очень долгое время оттепель будет перемежаться с заморозками и сильным снегом. Из-за капризов погоды возрастает риск попасть в ДТП – предупреждает отдел пропаганды УГИБДД по Петербургу и Ленобласти. В связи с этим инспекторы предлагают водителям несколько рекомендаций: строго соблюдать скоростной режим и помнить о дистанции; не нарушать очередность проезда и не делать резких маневров – они могут привести к заносу...

Внимательными нужно быть и пешеходам. На скользкой дороге, занесенной снегом, увеличивается тормозной путь автомобилей. Дорогу надо переходить только по пешеходным переходам и убедившись в том, что в непосредственной близости нет движущихся машин.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook