Снег карман не тянет?

Зима еще вернется, так и знайте. И вот когда снова повалит снег, тогда граждане опять зададутся обычным зимним вопросом: почему никто не чистит (или чистит медленно) крыши, дворы и улицы? Тогда-то наверняка и пригодится (в качестве пищи для размышлений) информация о том, кто и сколько в реальности платит за уборку и вывоз снега с крыш и дворов.

Снег карман не тянет? | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В тех самых 10,36 рубля с квадратного метра своей квартиры (или 15,73 - с метра комнаты в коммуналке), которые люди ежемесячно выкладывают за содержание общего имущества, содержатся 59 копеек на борьбу со снегом и сосульками на крышах. Из них 53 копейки, как сказано в документах комитета по тарифам, надлежит тратить на очистку кровли, 3 копейки - на сгребание и вывоз сброшенного с кровли снега и последние 3 копейки - на оплату работы снегоплавильных пунктов. Смешные циферки. Однако в итоге складываются в весомые суммы и в еще более весомые туманности.

По смыслу всех ЖКХ-решений последних лет, деньги, собранные с жителей конкретного дома, управляющая компания должна учитывать отдельно, а в идеале - и тратить только на нужды этого дома. Неплохой принцип, честный. Жаль только - абсолютно невыполнимый в нынешней ситуации.

Вот, к примеру, по нормам и правилам, полной очистке от снега подлежат лишь скатные металлические кровли. На мягких же чистят разве что желоба, да сбивают наледи с карнизных свесов, балконов и козырьков. А платят все жильцы одинаково - 59 копеек с метра круглый год. Ради соблюдения честности-справедливости необходимо либо увеличивать плату для жителей домов со скатными кровлями (чуть больше 14 тысяч домов в основном в центральных районах), либо снижать - для всех остальных. На увеличение платы вряд ли пойдут жители, против снижения наверняка выступят управляющие компании. И тех и других понять несложно.

На практике уравниловка выглядит следующим образом.

В рядовой панельной девятиэтажке в Альпийском переулке (дом 14), имеющей суммарную площадь жилых помещений 2005 квадратных метров, в год на очистку мягкой кровли собирают чуть больше 14 тысяч рублей. Ее, быть может, вообще не будут чистить. В лучшем случае пройдутся по периметру - 81 метр. Тогда на очистку каждого погонного метра можно потратить 170 с небольшим рублей.

А вот четырехэтажка на Петроградской стороне: Шамшева улица, 9. Жилая площадь сопоставима - 1858 квадратных метров. Сборы на очистку кровли - 13 154 рубля в год. А металлическую кровлю площадью 926 квадратных метров чистить нужно полностью. Получается, дом в состоянии заплатить лишь по 14 рублей за квадратный метр.

Между тем средненькие - без больших запросов - клининговые фирмы берутся в лучшем случае чистить кровли за 30 - 40 рублей с квадратного метра, а сбивать сосульки и наледи - за 40 - 60 рублей с погонного метра периметра кровли. Кстати говоря, домику на Шамшевой вполне может понадобиться одновременно и то и другое. Так что... Подсчитать деньги в этом кармане не так уж сложно.

Чтобы один раз за сезон заказать полную очистку кровли от снега, наледи и сосулек за счет средств жителей дома на Шамшевой улице, сумму их платежа нужно увеличить более чем вдвое: не 59 копеек, а 1,4 рубля с метра в месяц в течение всего года. За одну полноценную очистку!

А на Альпийском, стало быть, наоборот: хватит и 13 копеек... Вот таков расклад, который должен дать пищу для размышлений собственникам и того дома, и другого.

Пример дома № 1/8 по Большой Пушкарской улице (красавец с башенкой, 1908 года рождения) - это уже пища для всеобщего размышления. Здесь более 2,5 тысячи квадратных метров - жилые помещения, и еще тысяча с небольшим - нежилые. Как и по каким документам платят за содержание дома граждане, в общем-то, понятно. Чего нельзя сказать о жилищно-коммунальных платежах, вносимых собственниками и арендаторами нежилых помещений.

- На сайте управляющей компании мы не нашли данных о доходах и расходах по нашему адресу, - поведала председатель совета этого дома Валентина Воловик. - А когда пришли и лично потребовали отчета у нашего жилкомсервиса № 2 Петроградского района, нам пояснили, что оплата с нежилых взимается в соответствии с договорами. Но договоры заключены не со всеми. С кем не заключены, с того... вообще плату не берут.

Мало того, общественники, среди которых есть и бухгалтеры, и юристы, обнаружили, что даже взимаемые с арендаторов и владельцев «нежилья» жилищные платежи жилкомсервис № 2 считал не оплатой за услуги по содержанию и ремонту общего имущества, а своим прямым доходом. Ну как город взимает плату за аренду каких-нибудь подвалов: не на нужды дома, а в бюджет.

Так что ж получается: за все платят только обитатели жилых помещений? Тоже большой вопрос. Есть еще немало разнообразных источников, откуда управляющие компании черпают деньги на уборку снега. Платят же люди отдельной строкой за уборку придомового участка - по 1,52 рубля с квадратного метра в месяц. За эти деньги дворники метут во дворах мусор. Осенью вместе с мусором метут листья. А зимой - снег. И часть этого снега наверняка была сброшена с крыши.

А еще на уборку дворов деньжат подкидывает бюджет.

Считается, что граждане платят лишь за свои квадратные метры придомовой территории, которые числятся общим имуществом: за дорожки от подъездов до квартального проезда, да за тропинки вдоль дома. Остальная земля - городская, потому город и платит за ее уборку. Так, в истекающем году управляющие компании Адмиралтейского района в совокупности получил более 33 миллионов рублей, Василеостровского - более 50, Выборгского - более 111 миллионов. Петроградскому району дали 85,9 миллиона. Финансирование работ шло через муниципалов, которые являются здесь заказчиками услуг жилкомсервисов.

В технологическом регламенте уборки внутриквартальных и дворовых территорий, входящих в состав земель общего пользования, - множество условий, поставленных перед получателями бюджетных субсидий и субвенций. Бюджет платит, а потому он требует... И список требований его велик. К примеру, рекомендовано неглубокий снег - до 2 сантиметров - сметать 73 раза за сезон - с 16 октября по 15 апреля. А если снегопад серьезнее, то начинать подметание надлежит через час после его начала... А убирать уплотненный слой снега нужно 30 раз за сезон. Слов про снег, сброшенный с крыши, в технологическом регламенте нет.

Вспоминается древний сказ про Эзопа, совет которого помог выкрутиться патрицию, спьяну заявившему, что он может выпить море. «Ты же обещал выпить только море, - сказал ему Эзоп. - Так пойди и потребуй, чтобы вначале воду рек отделили от морской воды. Вот когда отделят, тогда и выпей то, что останется».

Кто бы еще взялся отделить снег общедомовой от городского, сброшенный с крыши от дворового... И рассчитать, кто и сколько за эти снега должен заплатить. Можно ли вообще сформировать такую систему, при которой зимние расходы управляющих компаний были бы прозрачными? И как бы сделать так, чтобы горожане не чувствовали себя либо обманутыми, либо халявщиками. А то ведь одним говорят, что они сильно недоплачивают за работу коммунальщиков («скажите спасибо, что вообще что-то делаем за ваши копейки!»), другие убеждены, что заплатили уже давно за все и втридорога. В реальности же никто (в том числе и сами управляющие компании) не может четко определить ни стоимость, ни объем своей услуги, ни ее заказчика.

Впрочем, тариф на уборку кровель и затем - снега, сброшенного вниз, все больше напоминает страховые взносы, а не оплату услуги ЖКХ. Платежи взимаются аккуратно по договору (пусть даже по неписаному), а тратятся - по необходимости. Снегопад и сосульки - страховой случай. А нет снегопада и сосулек... Ну на нет и суда нет!



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (5855) от 20.12.2016.


Комментарии